Права районного прокурора

Вправе ли заместитель районного (городского) прокурора подписать исковое заявление

(«Законность», 2009, N 5)

ВПРАВЕ ЛИ ЗАМЕСТИТЕЛЬ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО)

ПРОКУРОРА ПОДПИСАТЬ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Крутиков М., старший помощник прокурора Ефремовского района Тульской области.

Законом о прокуратуре оставлен открытым вопрос о правомочности инициирования гражданского дела заместителем районного (городского) прокурора.

Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также в защиту общественных интересов — одно из важнейших полномочий прокурора. При этом исковое заявление (заявление) как акт прокурорского надзора, очевидно, должно исходить непосредственно от прокурора соответствующего уровня. Окончательный вариант текста заявления, как правило, подписывается прокурором лично.

Однако можно ли рассматривать право на подписание заявлений в суд как исключительное, непередаваемое полномочие соответствующего прокурора? На практике, особенно на районном уровне, может сложиться ситуация, когда в силу длительного отсутствия по объективным причинам прокурора может быть исключена возможность оперативно направить иск в суд.

Собственно, вопрос подписания искового заявления определенным должностным лицом прокуратуры, на наш взгляд, процессуальная проблема, поскольку для суда при решении вопроса о принятии заявления к производству важно соблюдение условия о подписании заявления уполномоченным лицом. Может ли в качестве такого уполномоченного лица выступить заместитель районного (городского) прокурора?

Исходя из ч. 4 ст. 131 ГПК исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 38 ГПК прокурор инициирует гражданское дело в качестве процессуального истца. Однако гражданский процессуальный закон, указывая прокурора в составе лиц, участвующих в деле (ст. 34), не раскрывает и не конкретизирует понятия «прокурор».

Очевидно, опираясь на конституционное понятие прокуратуры РФ как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ч. 1 ст. 129 Конституции РФ), заявление в суд в порядке ст. 45 ГПК может быть подписано любым должностным лицом районной (городской) прокуратуры, обладающим равным с прокурором — руководителем этой прокуратуры — статусом. Подобный вывод можно сделать, исходя из анализа норм процессуального закона, который помимо общего понятия «прокурор» также использует понятие «прокурор, участвующий в деле». К примеру, решения судов, принятые по первой инстанции, могут быть обжалованы прокурорами, участвующими в деле (ст. ст. 320, 336 ГПК). При этом прокурором, участвующим в деле, может выступить даже помощник прокурора, который не наделен в органах прокуратуры какими-либо организационно-управленческими полномочиями. Тем не менее в гражданском процессе он наделен всей полнотой процессуальных прав, предусмотренных ст. 35 ГПК (за исключением права на заключение мирового соглашения). Таким образом, закон связывает право на возбуждение гражданского дела с управленческим составом районной (городской) прокуратуры, в который входят прокурор и его заместители.

Поскольку Закон о прокуратуре не разграничивает полномочий прокурора и его заместителей (ст. 16), то этот пробел восполняется путем издания районным (городским) прокурором приказа (распоряжения) о распределении полномочий между подчиненными сотрудниками, в котором может быть оговорено право на подписание исковых заявлений конкретным заместителем прокурора. Приложением к тексту заявления в суд выписки из этого приказа будет исключено нарушение требований ч. 4 ст. 131 ГПК.

Необходимо заметить, что Закон о прокуратуре содержит отдельные упоминания о праве заместителей прокурора на обращение в суд. Так, согласно ст. 28 Закона прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

С учетом изложенного следует отметить очевидную необходимость более четко урегулировать в законодательстве права прокурора и его заместителей.

Нарушение порядка рассмотрения жалобы, жалоба на районную прокуратуру

Обжаловал действия районной прокуратуры подав жалобу в областную прокуратуру.

Ответа от областной прокуратуры не получал.

Пришёл ответ от районной — один в один повторяющий прежний,

который я и обжаловал.

Какой документ и пункт нарушила областная прокуратура, оставив моё заявление без ответа и направив его на рассмотрение в ту же организацию, на которую я писал жалобу?

Ответы юристов (8)

Владимир Юрьевич, здравствуйте!

В силу ст.4.2
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г.
№ 200

«О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации»

4.2. Поступившие в органы
прокуратуры обращения, в том числе обращения по поводу решений
нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением уголовных, гражданских,
арбитражных и административных дел, а также материалов прокурорских
проверок. При необходимости истребуются нормативные документы,
получаются объяснения от должностных и иных лиц, действия которых
обжалуются.

Поэтому областная прокуратура должна была самостоятельно все проверить и отправить Вам решение. Вы вправе обратиться в суд для обжалования действия прокурора.

Есть вопрос к юристу?

Обжалуйте действия прокуратуры в районном суде. Наверное жалоба была по ст. 124 УПК РФ. Тогда в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

«Обжаловал действия районной прокуратуры»

Здравствуйте! Вы обжаловали действия прокуратуры или само решение?

Дополню, что согласно того же Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации»

п. 4.14 По итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений:

«удовлетворено повторное обращение» —

«отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

«разъяснено» — разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;

«принято иное решение» — оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;

«направлено» — направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

Возможно по Вашей жалобе было принято решение «направлено». Для того, что бы быть уверенным, какой ответ дала областная прокуратура и что в нем изложено, ВЫ вправе обратиться в районную прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами и документами, собранными по Вашим жалобам., а так же снять копии документов.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления (отдела), старший помощник прокурора, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований -заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие. Они же подписывают ответы заявителям.

При обращении в суд Вам пригодятся копии документов для составления мотивированной жалобы

Еще имеет значение кто из должностных лиц рассматривал Вашу первичную жалобу. Если к примеру помощник прокурора, то Областная прокуратура правомерна спустила жалобу вниз. Ее скорей всего рассмотрел зам. прокурора.

Если первичную жалобу рассматривал зам прокурора, то ее спустили в Районную для рассмотрения прокурором. После этого подавайте в Областную.

Вообще я по уголовному делу один раз дошел до Генеральной прокуратуры, но это примерно пол года нужно, т.к. все обжалуется по инстанциям, прыгать через голову не получится.

Владимир Юрьевич, извините, что просто цитата, однако из нее все понятно и так:

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 02.07.2013)
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Руслан совершенно верно написал.

Вышестоящая прокуратура и вышестоящий прокурор — разные уровни прокуратуры.

В данном случае ответ из районной прокуратуры Вам давал не прокурор, а заместитель или помощник, поэтому областная прокуратура, на основании ведомственного приказа, направила Ваше повторное обращение снова в ту же районную прокуратуру, но уже для рассмотрения прокурором (то есть не тем же самым, а вышестоящим должностным лицом), который полномочен проверить решение, принятое нижестоящим прокурором (его замом или помощником).

Теперь Вы можете еще раз обратится в областную прокуратуру, указав, что обращаетесь уже неоднократно и Вам не дают ответ по существу и что последний ответ подписан прокурором районной прокуратуры.

В этом случае областная прокуратура уже должна провести проверку самостоятельно.

На будущее, я рекомендую Вам любые жалобы отсылать в два адреса: непосредственному руководителю должностного лица, действия или решение которого обжалуется (если это был зам. прокурора — значит, в адрес прокурора), а также в вышестоящую прокуратуру.

Уточнение клиента

Спасибо , Дмитрий , за ответ.

Вы поймите одно — мне всё равно кто мне отвечает. Пусть они сами там разбираются в своих регалиях. Мне нужен результат!

В райпрокуратуре бездельничают и пишут только бумажки.

А в областной даже бумажки поленились написать в ответ.

Меня просто бесит их отношение к своей работе. За что они там получают свою

зарплату из бюджетных денег? Получается что надо тонну бумаги исписать, чтобы их заставить работать.

Не удивляюсь, что при таком отношении со стороны властей к заявлениям граждан,

люди ненавидят служителей фемиды и им подобным. А отсюда как следствие и самосуд происходит.

04 Октября 2013, 19:03

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. № 200 утратил силу с введением Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
«Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

В соответствии с п3.2. указанного приказа обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

То есть если Вы обжаловали решения руководителей нижестоящей прокуратуры (районной), то направлять Вашу жалобу районному прокурору областная прокуратура не имела права.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Прокуратура Московской области

Условия и порядок приёма на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на прокурорские должности в прокуратуре, определены Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», законодательством о труде и другими нормативными актами.

Согласно п.2 ст. 40-1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства;
  • признано решением суда недееспособным и ограниченно дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определённого срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

К числу специальных требований подбора на должности прокурора (п.1 ст.40.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» ) относятся:

  • обязательное наличие гражданства Российской Федерации;
  • наличие высшего юридического образования, полученного в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в частности, по программе «юриспруденция»;
  • обладание необходимыми профессиональными и моральными качествами;
  • способность по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Лица принимаются на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределённый срок или определённый срок.

По вопросу трудоустройства в органы прокуратуры граждане обращаются к городским и районным прокурорам по месту жительства.

Прокуроры городов и районов для проверки соответствия кандидата предъявляемым требованиям знакомятся с документами претендента на должность (автобиография, паспорт, трудовая книжка либо её копия, диплом с приложением, свидетельство об аккредитации вуза с приложением, медицинская справка формы №086/у о годности к службе в органах прокуратуры, справка из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении, другие документы, предусмотренные федеральным законодательством). Перечень документов может быть дополнен в зависимости от индивидуальных данных кандидата на работу. Прокурорами городов и районов направляются запросы в соответствующие органы для проверки данных о возможном привлечении кандидата к уголовной и административной ответственности.

Немаловажное значение имеет также собеседование (беседа) руководителя прокуратуры с кандидатом на должность. Цель беседы — получение дополнительной информации о биографии кандидата и составление представления о нём как о личности, формирование мнения о его интеллекте, начитанности, интересах, умении грамотно и логично излагать свои мысли. В ходе собеседования выявляются волевые и характерологические особенности кандидата, его склонность и стремление к данной профессии (мотивация).

Ознакомившись с личностью кандидата на замещение вакантной должности помощника прокурора (впервые назначаемых на должность), в случае положительного решения горрайспецпрокурор направляет на имя прокурора области мотивированное ходатайство о назначении этого лица на соответствующую должность.

После поступления в отдел кадров ходатайства горрайспецпрокурора и перечисленных документов кандидат на должность направляется на психологическое тестирование, целью которого является определение степени его соответствия требованиям прокурорской специальности.

Решение вопроса о назначении на должность кандидата принимается только после получения результатов (заключения) психологического тестирования.

Права районного прокурора

МЕЛЬНИКОВ
Игорь Анатольевич

Прокурор Иркутской области

Во все времена прокуратура являлась надежным защитником гражданских прав и свобод, надзорным щитом государства против любых злоупотреблений и нарушений законности. И всегда опиралась в своей деятельности на поддержку и доверие граждан.

Создание официального представительства прокуратуры Иркутской области в сети Интернет стало очередным закономерным шагом на пути повышения эффективности и прозрачности нашей работы.

Укрепление контактов с общественностью и средствами массовой информации позволит нам оперативно доводить до сведения населения официальную точку зрения прокуратуры, предоставлять объективную и всестороннюю информацию о результатах многогранной прокурорской деятельности.

Уверен, что постоянное и плодотворное взаимодействие послужит построению правового государства, всемерному укреплению законности и правопорядка, социальной и правовой стабильности всего нашего общества.

Как следователи и прокуроры НЕ рассматривают жалобы

Помимо официальных регламентов у чиновников есть и другие, неформальные правила, которые складывались годами. Например, неписанные правила работы с обращениями граждан. Чиновники обсуждают их на интернет-форумах, делятся опытом без стеснения — ведь все анонимно. Из этих обсуждений следует, что главная цель госслужащего — по возможности быстро отделаться от жалобщиков. Чтобы не обвинили в нарушении закона, нужно составить грамотную отписку. А в идеале лучше вообще не допускать, чтобы жалоба поступила, или не принимать ее по формальным основаниям.

Мы изучили интернет-форумы, на которых общаются следователи и прокуроры. Разговоры идут в самом откровенном тоне, под маской анонимности участники делятся секретами и наработками. Это дает нам редкую возможность увидеть внутреннюю «кухню» работы правоохранителей и узнать, насколько цинично органы власти реагируют на жалобы граждан и почему они так поступают. Конечно, нельзя гарантировать, что на таких форумах собрались только настоящие правоохранители. Но недооценивать подобные беседы тоже не стоит: уж очень хорошее знание предмета демонстрируют участники.

Рекомендации бывалых сотрудников: 1001 способ отказать жалобщику в рамках закона

Перед нами форум прокуроров и следователей «ЗАКОН». Дискуссия, о которой пойдет речь, идет с февраля 2007 года, она собрала более 50 страниц комментариев (ознакомиться с ней можно здесь).

Участники форума предлагают множество проверенных способов избавления от назойливых просителей. Особенно яркие собраны в «методичке» от пользователя Arbalet, судя по его сообщениям, бывшего прокурорского работника из Самары. Это нахальное произведение на грани сатиры озаглавлено так: «Как разрешать жалобы, чтобы не было мучительно и больно. Методические рекомендации по скоростной работе с обращениями граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (полностью читайте здесь).

Подобные сборники советов появляются не от хорошей жизни. На чиновников давят внутренние законы бюрократической системы. Например, то, по каким критериям оценивает их работу начальство. А они таковы, что любое действие госслужащего по жалобе может обернуться против него же. Вот и получается, что разбирать обращения граждан — занятие неблагодарное и даже рискованное.

Скажем, принял прокурор или милиционер заявление, начал проверку — а она не дала результатов. По бюрократической логике это означает, что он потратил время впустую, испортил показатели. Гнев начальника обеспечен. А если не примешь жалобу или вынесешь заявителю «отказное» — так он пойдет жаловаться в вышестоящие инстанции, в суд, и твои действия могут признать незаконными. Опять головная боль и угроза взыскания… Поэтому лучше вообще не связываться с жалобами, и при этом отказывать грамотно, чтобы не было последствий.

Автор «методички» язвит, что если вдумчиво разрешать все проблемы граждан, не останется времени на главное — отчеты и обобщения для начальства. Поэтому, пишет Arbalet, «инновационные прокуроры» придумали множество способов «оптимизации процесса разрешения жалоб», проще говоря, способов отделаться от просителей. Главные правила: принесенную жалобу постарайтесь не принимать; если не получилось не принять — сплавьте ее в другое ведомство для рассмотрения по существу; если не удалось и это — отвечайте заявителю лаконично и уклончиво, чтобы не давать лишнего материала для обжалования.

Сразу вспоминаются отписки по «делу о взятках» Daimler, которые пришли на официальные запросы «Право.Ru» из Генпрокуратуры и СКП (мы писали об этом здесь). Они написаны в точном соответствии с заветами «Арбалета»: кратко и не по делу.

Также «инновационный прокурор» советует коллегам быть последовательными: если вы отказали заявителю в удовлетворении жалобы, то отказывайте и по всем повторным обращениям.

Arbalet: «Повторные удовлетворенные жалобы не существуют. Удовлетворенные жалобы — признак несоответствия прокурора занимаемой должности. Это аксиома. Сразу попадете в „зону особого внимания“ статистики. Идеальный прокурор, в принципе, должен выявлять нарушения законов и устранять их задолго до того, как они затронут чьи-то интересы. Или до того, как они возникнут (предостережение называется). Отклоненные жалобы — тоже не есть гуд. Статистика получается некрасивая с точки зрения неспециалистов — покрасоваться начальству в прессе будет нечем. Поэтому все удовлетворенные и отклоненные жалобы рекомендую в отчетности указывать как разъясненные. Для этого в стандартное отворотно-поворотное заклинание „настоящее решение вы вправе обжаловать…“ желательно добавить слова „разъясняю вам, что“. И безопасно, и идеологически выверено».

А «разъяснить» можно все что угодно — например, привести неуместную цитату из закона «О прокуратуре» или намекнуть сутяге, что за клевету (то есть, неподтвердившиеся обвинения против кого-то) ему самому грозит уголовная ответственность. Прокуроры — тонкие психологи. Они понимают, что достаточно немного припугнуть заявителя, создать в нем чувство неуверенности, сбить с толку — и риск повторной жалобы резко снизится.

Нина: «А у нас одну жалобщицу помощник „перевстретил“ в коридоре, пока она шла в канцелярию с очередной жалобой… Стой, говорит, ты куда? Она засуетилась… Он тогда строго так: смотри мне в глаза. Потом с этой же интонацией повторил свое требование. Ее от испугу как ветром сдуло, больше не появлялась».

По той же причине прокуроры советуют коллегам направлять «кляузы» для рассмотрения по существу именно в то госучреждение, действия которого человек обжалует. Заявителю приходит ответ, что нарушений не выявлено, от его непосредственных обидчиков. Он теряет надежду на справедливость — и прекращает борьбу.

Кто-то действует по «методу Черчилля»: выбрасывает жалобы, не читая (якобы так поступал и знаменитый политик). Повторных жалоб не пишут более половины заявителей. Разумеется, этот трюк возможен, только если жалоба не зарегистрирована должным образом. Менее рискованный путь — отказаться принимать жалобу под надуманным предлогом («у документа поля слишком узкие, не сможем подшить»). Переделывать жалобу и снова ехать в прокуратуру тоже захочет далеко не каждый.

Отделаться от жалобы — это крайняя мера, утверждают прокуроры

Нужна большая настойчивость, чтобы органы власти просто приняли у вас жалобу. Об этом знают многие граждане, которым пришлось хоть раз обращаться в милицию с заявлением о краже, мошенничестве, причинении вреда здоровью или имуществу. Тяжелее всего в таких ситуациях приходится пожилым и инвалидам. За беззащитность и доверчивость их любят жулики всех мастей, а вот правоохранители совсем не торопятся прийти на помощь. О проблеме прекрасно известно руководству МВД и прокуратуры. Например, в свежей серии агитплакатов о пороках милиционеров, которую министр Нургалиев разрешил распространять во всех органах внутренних дел, один посвящен именно равнодушию сотрудников милиции, их нежеланию работать с жалобами населения (плакат есть в иллюстрациях к этой статье).

На форумах правоохранители говорят, что отделываются от жалоб лишь в исключительных случаях. Но признают, что эти «исключительные случаи» давно стали повсеместной практикой. Например, автор «методички по скоростной обработке жалоб» Arbalet сам столкнулся со стеной равнодушия, когда помогал друзьям составлять жалобы в прокуратуру. Он писал их со знанием дела, указал даже, «что где взять, куда какой акт реагирования направить и на что сослаться», чтобы упростить работу коллегам-прокурорам. Однако получил в ответ пустые отписки.

Прокурорский цинизм осуждают не только сторонние посетители форума, но и его участники-милиционеры.

Деловой: «Что пеняете на население? Устали они жалобы проверять, дураков, мол, много… В этом и заключается ваша „многотрудная“ работа. А не желаете работать, так подготовьте клише и шлепайте ответы: все тщательно проверено, сведения не подтвердились. Что, кстати, многие прокурорские и делают, несмотря на свою очень, ну очень большую зарплату. А если уж по правде надоело, кто мешает — пистолет в руки и в угрозыск ловить бандитов. Нет ведь. Будете и дальше перебирать бумажки, зудя про придурков-заявителей. А они же — ваше порождение».

Впрочем, в милиции действуют точно такие же негласные правила по «работе с жалобщиками», что и в прокуратуре. Об этом сотрудники МВД рассказывают уже на собственных форумах (например, здесь). И тоже оговариваются, что вообще-то с гражданами надо общаться предупредительно и с сочувствием, даже если их жалобы — вздорные (пример здесь).

Но самое интересное то, что «искусство отписок» сплошь и рядом используется в межведомственном общении (об этом рассказывают здесь и здесь). Например, когда прокуратура требует разобраться в нарушениях, допущенных милиционерами:

Wladmac: «Мы на писульки [из прокуратуры] отписываемся: „ваше представление рассмотрено на оперсовещании, сотрудникам, допустившим нарушение, указано на недопустимость, оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности нет“, или „учитывая непродолжительный стаж в должности ограничиться обсуждением, строго указать на недопустимость подобных нарушений“. Это надзирателей бесит, но ничего поделать они не могут, т.к. привлечь к ответственности [милиционера] может только начальник ОВД.

Кошмар любого прокурора и следователя — не вполне здоровые жалобщики-маньяки

Вернемся к форуму прокуроров. Обсуждение проблемы жалобщиков-сутяг открыл пользователь под ником Серж, судя по всему — сотрудник среднего звена одной из областных прокуратур.

Серж: „К сожалению, есть еще на Руси люди, которые не могут спокойно жить, если не напишут на кого-нибудь или про что-нибудь жалобу. Причем, одним — не важно, чем закончится проверка, а одни готовы умереть за свою правду и тупо настаивают на своем, входят в азарт, получают удовольствие от своих никчемных писанин и кляуз. Проводим кропотливую работу по их разрешению. По некоторым — надзорки и проверки более одного тома! Есть и контрольные материалы, когда жалобы попадают в область, в т.ч. из Москвы. Самое страшное в том, что в результате невозможно принять ни мер прокурорского реагирования, ни уголовное дело возбудить. А мы обязаны проверять всякую чепуху и бред не совсем здоровых людей!“

На этот крик души горячо откликнулись коллеги. Они пишут, что их тоже замучили неадекватные жалобщики, рассказывают анекдоты из практики, делятся радостью, если удалось отделаться от злостного кляузника…

УСОня: «Моя любимая бабулька пишет где-то с 1999-2000 года, а может быть и раньше. Для человека написать жалобу и принести в прокуратуру, торжественно зарегистрироваться на входе, войти в канцелярию, вручить жалобу, получить штампик на второй экземпляр — это же кайф несказанный. Судя по всему, другой радости в жизни нет. Вот и отписываемся ей вежливо и культурно — оснований нет, оснований нет, оснований нет… А что делать, если она считает, что ее любви с Валерием Леонтьевым завидует Лайма Вайкуле, и поэтому она подговорила всех ментов района и те с помощью телефонов «нокия» просвечивают ее квартиру и посылают ей сигналы».

Danger: «Посетитель: парень лет 30, говорит, проблема с женой дома, хоть вешайся, сутками ругаются. Я ему объясняю, что любовь — это штука сложная, и семейные проблемы это личные проблемы. Спрашивает: может, ее прибить? Объясняю, что есть другие выходы из ситуации, например, развод и девичья фамилия. Не пойдет такой вариант, говорит, она с квартирой уйдет. Короче, опять я не принял заявление».

Mishail: «Реальный случай из практики. Мужик жаловался на то, что за ним следят инопланетяне, зомбируют его, расставили везде тарелки и пускают нервно-паралитический газ в туалете. Написал он это в ГП. Оттуда возвращают жалобу с резолюцией разобраться. Краевая прокуратура ставит на контроль — и в город. Мы ментам проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ. Они делают отказной материал. Мы делаем заключение о законности. Край докладывает в ГП и т.д. А если задуматься, на что ушло столько времени и средств?»

Паханыч: «На то он и надзор, чтобы во всю ту муть вникать, которую напишет заявитель. И даже его психическое состояние не есть основание для отказа в рассмотрении жалобы: может быть имеют место реальные нарушения закона».

Но инициатор дискуссии Серж, оказывается, имел в виду далеко не только «пострадавших от действий марсиан»:

Серж: «А есть и другая категория жалобщиков, которая состоит далеко не из маразматиков. Это те, кто не согласен с решениями об отказе в возбуждении уголовного дела. И не просто не согласен, а десятки и сотни раз не согласен и добивается возбуждения уголовного дела всеми способами — жалобы прокурору, вышестоящему прокурору, в том числе в генеральную прокуратуру в порядке ст. 124 УПК. Если не помогает, то жалоба в порядке ст. 125 УПК РФ. В дальнейшем заявители куда только не обращаются.

Как правило, это сложные, скандальные и весьма „мутные“ дела экономической направленности, с причинением юридическому или физическому лицу материального ущерба в крупном (особо крупном размере). Проверки длятся годами, объемы макулатуры достигают 10 томов. Причем, полнота проверки наступает в первые 2-3 месяца, а затем затухает, материал набивается различным мусором в виде справок, копий малозначительных документов и т.п. Материал проверки начинает крутиться по большим и малым кругам в водоворотах правоохранительной системы, а возбудить уголовное дело не получается по объективным причинам.

При разрешении жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ мы стараемся вначале 2-3 раза удовлетворить, причем знаем, что материал не имеет судебной перспективы, но мотивируем неполнотой проверки, а затем отказываем в удовлетворении. На это поступает жалоба уже на нас. Вышестоящий прокурор ее удовлетворяет. Затем очередная жалоба на новый отказной и так далее.

Хотелось бы узнать, у кого какой опыт по нейтрализации жалобщиков данной категории, какие есть тактические схемы? (Речь идет только о „мертвых“ материалах). Кстати, многие из заявителей — опытные юристы банков, крупных фирм, поэтому голыми руками их не возьмешь».

«Сержу» советуют те же способы по нейтрализации жалобщиков, о которых мы рассказали выше. Оказывается, такие рекомендации универсальны, они подходят для любой категории просителей. Все это идеально объясняет многие странные истории. Возбудить дело «не получается по объективным причинам» либо у него «нет судебной перспективы»? Значит, жалобу проще заволокитить. Так, героине одного нашего расследования Светлане Элифовой, которую хулиган ранил из пневматической винтовки, трижды отказали в возбуждении уголовного дела. Прокуратура два раза отменяла «отказные», мотивируя это именно неполнотой проверки. А на третий раз утвердила ОВУД.

Правоохранителям проще сокращать число жалоб, а не правонарушений

Из всего этого можно сделать один общий вывод: правоохранители сами активно работают на то, чтобы граждане их боялись и избегали. Обывателю начинает казаться, что вся система против него, и жаловаться бесполезно. А чем меньше жалоб, тем проще жизнь среднестатистического милиционера или сотрудника прокуратуры. Сокращается число зарегистрированных и нераскрытых преступлений, а высокое начальство может хвастать перед прессой, как благодаря их работе за отчетный период упала преступность.

При этом, конечно, не стоит считать всех стражей закона отъявленными циниками, которым безразличны проблемы людей. Скорее они отказываются работать со многими обращениями потому, что на них давит «палочная система» учета служебных показателей. Ни прокуратура, ни милиция не заинтересованы брать на себя ответственность по «мертвым» делам, чтобы не портить статистику. А их начальники смотрят только на цифры и по ним оценивают качество работы подчиненных. В результате огромные усилия сотрудников правоохранительной системы, особенно низового звена, тратятся именно на манипуляции с показателями. И в том числе — на необоснованные отказы по обращениям граждан.

Автор: Федор Богдановский, обозреватель «Право.Ru»

Интернет-приёмная

Прежде, чем направить письмо, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение, в органах прокуратуры регулируются:

— Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон);

— инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция).

Обращения граждан, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, а также подлежащие разрешению другими органами и организациями, в установленный законом срок направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля с одновременным уведомлением заявителя (п.п. 3.2, 3.4, 3.5 Инструкции, ч. ч. 3, 3.1, 4 Федерального закона).

В целях оперативного разрешения обращения и во избежание увеличения сроков его рассмотрения (с учётом пересылки по компетенции либо подведомственности) рекомендуем Вам адресовать обращение в прокуратуру районного уровня либо соответствующее ведомство в случаях:

— отсутствия ответов руководителей прокуратур районного уровня;

— когда разрешение поставленных в обращении доводов входит в компетенцию иных ведомств.

Информация об электронных адресах городской, межрайонных и районных прокуратур содержится в разделе «Информация о прокуратурах».

Если в обращении не указаны фамилия или адрес гражданина, ответ на обращение не даётся (ст. 11 Федерального закона, п. 2.8 Инструкции).

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (место обжалуемого действия, чьи действия или решения обжалуются и другая информация, необходимая для разрешения обращения по существу), либо не представляется возможным понять существо вопроса, возвращаются заявителям (п. 2.9 Инструкции).

К обращению заявитель вправе приложить необходимые документы и материалы в электронной форме. Общий объём прикреплённых файлов не должен превышать 5 Мб.

Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при изложении заявителем сути обращения.

Обращения, содержащие в качестве приложения документы и материалы большего объёма, рекомендуем направлять в письменном виде по адресу: пр. Ленина, д.25, г. Иваново, 153325.

Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и возможность привлечения к установленной законом ответственности в этой сфере общественных отношений. В случае указания в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесённые в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с заявителя (ст. 16 Федерального закона).

Справочную информацию по обращениям, направленным в прокуратуру области, Вы можете получить по телефону 8 (4932) 41-04-05.

Адрес для подачи обращения в форме электронного документа: box@prokuratura.ivanovo.ru или использовать форму.

Напоминаем, что в прокуратуре области работает телефон доверия:

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Обращения граждан

Работа с обращениями граждан, юридических лиц, общественных организаций в органах прокуратуры строится в соответствии с требованиями с Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 17.01.1992 от 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 и направлена на защиту и охрану прав и свобод граждан.

В соответствии с указанными нормативными актами в органах прокуратуры края рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

В обращении в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  1. фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение;
  2. адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и (или) почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме;
  3. наименование прокуратуры в которую направляется обращение;
  4. сведения о нарушении законов, о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов заявителя или других лиц.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

Поступившие в прокуратуру Приморского края обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Поступившие в органы прокуратуры обращения, адресованные в органы следствия и дознания, а также обращения, адресованные прокурорам, но содержащие вопросы, относящиеся к компетенции органов следствия и дознания, ходатайства в порядке ст. 119 и 120 УПК РФ, разрешение которых отнесено к компетенции органов предварительного расследования, после их регистрации и предварительного рассмотрения направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Обращения разрешаются в органах прокуратуры края в срок до 30 дней, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней. В случае большого объема проверочных мероприятий срок разрешения обращений может быть продлен на 30 дней с обязательным извещением об этом заявителя.

Обращения на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора (в порядке ст.124 УПК РФ) рассматриваются в органах прокуратуры в течение 3 суток. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, срок проверки может быть продлен до 10 суток, о чем заявитель извещается письменно.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

При отказе в удовлетворении заявления или жалобы, заявителю разъясняется порядок обжалования принятого решения – вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

В каждой городской, районной прокуратуре, а также в прокуратуре края организован прием граждан заместителями, помощниками и старшими помощниками прокуроров, который проводится в соответствии с утвержденным прокурором графиком размещенном на информационном стенде в общедоступном месте.

Прокуроры городов и районов, межрайонные и специализированные прокуроры, их заместители ведут прием граждан не реже 1 раза в неделю в течение рабочего дня.

Единым днем приема для прокуроров или лиц, исполняющих их обязанности, является среда. Прием проводится без предварительной записи.

Более подробную информацию по вопросам приема можно получить по справочным телефонам горрайспецпрокуратур.

Прокурор края и его заместители ведут приём граждан не реже раза в неделю, в течение рабочего дня согласно графику, размещенному на информационном стенде и сайте прокуратуры края.

На прием к прокурору края записываются граждане не согласные с ответами, данными им заместителями прокурора края.

На прием к заместителям записываются граждане не согласные с ответами руководителей подразделений аппарата прокуратуры края, прокуроров городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур.

Запись осуществляется сотрудниками отдела по рассмотрению обращений и приема граждан прокуратуры края с 9-00 до 18 часов (перерыв с 13-00 до 14-00) в приемной граждан по адресу: г. Владивосток, ул.Фонтанная,51 при предоставлении гражданином письменного обращения с изложением причин несогласия с обжалуемым ответом.

В течение рабочего времени с 9-00 до 18-00 (перерыв с 13-00 до 14-00) прием граждан осуществляется начальником отдела по рассмотрению обращений и приема граждан прокуратуры края или сотрудниками отдела.

При личном приеме в органах прокуратуры края гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Информацию по вопросам рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры края можно получить по телефону 8(423) 240-62-04.