Понтон требования

Перед тем как обратиться с заказом понтона, рекомендуем прочесть статью » о постройке судна «.
Цены на понтоны можно узнать здесь.

Понтоны являются самым удобным техническим решением проблемы организации стоянок и причалов для яхт и судов малотоннажного флота или организации мест отдыха на водоеме. Это — удобное и легко приспосабливаемое к любым условиям оборудование.
Производство понтонов основывается на многолетнем опыте. Принимая в рассчет климатические условия Северо-Запада, и заботясь о долговечности и надежности производимых нами понтонов, мы используем лучшие матералы и комплектующие.
Мы строим понтоны и причалы из стали, что позволяет удачно сочетать прочность, мобильность и легкость эксплуатации, модернизации, профилактического обслуживания и ремонта.

Если сравнивать стальные понтоны и понтоны, изготавливаемые из бетона или пластиков, то стальные имеют неоспоримые преимущества. Так, например, бетон в сложных условиях Северо-Запада практически невозможно обслуживать (подъем для зимнего хранения), а сезонные изменения температуры и ледоход очень сильно разрушают зону переменной ватерлинии. Пластиковые же понтоны из-за своей легкости не очень устойчивы, особенно при большом скоплении людей, и не отличаются прочностью, не говоря уж о том, что ремонт пластиков весьма затруднителен.
К тому же нужно понимать, что понтон, это сложное инженерное сооружение, строящийся в соответствии с требованиями классификационных обществ, является судном стоечного флота, и его строительство требует квалифицированных специалистов, профессионального оборудования и достаточных производственных площадей.

Преимущества стальных понтонов :
Постоянная высота возвышения вне зависимости от колебаний уровня воды
Сочетание массивности и плавучести
Создание марин произвольной конфигурации
Экономическая целесообразность, надежность, комфорт
Упрощенная процедура согласования
Неограниченные возможности модернизации
Высокая мобильность

  • для формирования в маломерном флоте причальной линии на базах-стоянках;
  • обеспечения стоянки судов, посадки-высадки пассажиров;
  • проведения работ по обслуживанию судов;
  • установки ограничений акватории;
  • плавбанях, плавдачах, гаражах;
  • и других целей.

Мы также владеем сейчас спецпонтоном «Спутник» (30×9 м), который и предлагаем как отличную основу для переобрудования.

Понтоны для резервуаров

Для чего нужны понтоны?

Если хранимое вещество имеет высокую летучесть, то потери полезного продукта через пары могут достигать значительных объёмов. К примеру, потери лёгких фракции нефти часто наносят серьёзный экономический ущерб бюджету эксплуатирующих организаций.

В зависимости от условий эксплуатации резервуарного парка потери от испарения могут составлять от десятых процента до нескольких процентов от общего объёма продукта.

Одним из самых эффективных технических решений по уменьшению испаряемости летучих веществ в вертикальных резервуарах РВС является использование понтонов. Понтон устанавливается внутри резервуара между стационарной крышей и зеркалом продукта и отделяет поверхность вещества от пустого воздушного пространство над ним. Это предотвращает смешивание паров с воздухом и потери содержимого хранилища в окружающую среду. Использование понтонов также позволяет избежать уходшения качества вследствие измененения химического состава вещества из-за утраты высоколетучих фракций, снижает пожароопасность и взрывоопасность объекта, уменьшает негативное экологическое воздействие от попадания вредных газов в атмосферу.

Окупаемость понтона 6-18 месяцев!

При средней интенсивности эксплуатации промышленного объекта и оборачивании продукта, обычно понтон полностью окупает финансовые затраты на свою установку за первые же 6-18 месяцев (в зависимости от летучести вещества). А в последующие годы продолжает экономить продукт, тем самым помогая избегать существенных материальных издержек.

Понтон — плавающее покрытие, находящиеся на поверхности жидкости и предназначенное для сокращения потерь от испарения при хранения нефти и нефтепродуктов.

Согласно ГОСТ 31385-2008 понтоны должны отвечать следующим основным требованиям:

  1. понтон должен максимально перекрывать поверхность хранимого продукта;
  2. резервуары с понтоном должны эксплуатироваться без внутреннего давления и вакуума в газовом пространстве резервуара;
  3. все соединения понтона, подверженные непосредственному воздействию продукта или его паров, должны быть плотными и проконтролированы на герметичность;
  4. любой материал, уплотняющий соединения понтона, должен быть совместим с хранимым продуктом;
  5. должен иметься запас плавучести (в случае разгерметизации плавучесть конструкции должна сохранятся).

Классификация и типы понтонов

Главные требования к понтонам — это поплавковый эффект и непотопляемость, поэтому в их производстве применяются только легкие металлы и материалы.

  • Стальные.
  • Стальные нержавеющие. Конструкции из нержавеющей стали рекомендуются для использования при покрытии агрессивных химикатов, где алюминий непригоден (различные ароматы, деминерализованная вода).
  • Алюминевые. Легкие конструкции, изготовленные из высококачественных алюминиевых сплавов с гарантированной стойкостью ко многим продуктам на основе углеводородов. Алюминий имеет высокую химическую стойкость и может использоваться c 80% углеводородных сред, которые встречаются в нефтяной и нефтехимической промышленности.
  • Комбинированные (алюминий + нержавеющая сталь). Комбинированная конструкция из двух материалов для агрессивных жидкостей (спиртосодержащие или другие вещества, которые в жидком состоянии ведут себя агрессивно по отношению к алюминию). Комбинация этих материалов значительно снижает потерю нефтепродуктов, возникающую при испарении продуктов во время хранения в резервуарах. Уровень снижения потерь достигает 95-99% в зависимости от хранимого вещества.
  • Неметаллические. Почти не применяются в РФ.

В соответствии с СТО-СА-03-002-2009, ПБ 03-605-03 конструктивно понтоны для РВС подразделяются на следующие виды:

Понтон однодечной конструкции:

  • рулонируемые понтоны (понтоны с открытыми отсеками), имеющие центральную однослойную мембрану (деку), разделенную, при необходимости, на отсеки, и расположенные по периметру кольцевые короба (открытые или закрытые сверху);
  • щитовые понтоны, состоящие из крупногабаритных прямоугольных коробов заводского изготовления, которые соединяются между собой при монтаже картами листового настила. Применяют щитовые понтоны в резервуарах объемом от 5000 м 3 и выше.

Понтоны двухдечной конструкции из герметичных коробов

Понтоны на поплавках с герметичным настилом, покрытие которых находится над продуктом:

  • поплавкового типа из рулонных заготовок;
  • поплавкого типа «Альпон» из сборных элементов, изготовленных из алюминия.

Многослойный понтон,

Основные преимущества алюминиевых понтонов

В наше время наиболее распространены понтоны из алюминиевых сплавов.

  • Меньший вес по сравнению с другими типами понтонов;
  • Увеличенная плавучесть, которая легко восстанавливается при потоплении;
  • Регулируемое количество поплавков;
  • Быстрота и легкость монтажа и демонтажа;
  • Простота изготовления благодаря существованию типовых заготовок и узлов;
  • Проведение ремонта без применения огневых работ;
  • Автоматическое удаление продукта с настила понтона при любом уровне слива.

В качстве дополнительного оборудования понтоны могут комплектоваться люками, сифонными кранами, пробоотборниками, вентиляционными и монтажные патрубки, дыхательные клапана, затворами и различными уплотнителями.

Изготовить и установить понтон можно не только при строительстве РВС, но и на уже запущенном в эксплуатацию резервуаре. Расчет стоимости изготовления и работ по монтажу индивидуален для каждого обекта.

Запрос на расчет стоимости можно отправить нам через форму запроса цены или по электронной почте oil@gazovik.ru.

Консультации специалистов по телефону
8 (8452) 740-710

ТУ 35-369-78
Понтон КС-63 металлический универсальный

Купить ТУ 35-369-78 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Понтон К-63 предназначается для образования различного рода плашкоутов: для плавучих опор при перевозке пролетных строений мостов, для опор наплавных мостов, для перевозки различных грузов, для паромов переправ, для кранов различных типов, для копров, водолазных и других строительных работ

2 Основные параметры и размеры

3 Технические требования

5 Приемка и испытание понтона

9 Указания по эксплуатации

10 Требования техники безопасности и производственной санитарии

11 Гарантии поставщика

Этот документ находится в:

  • Раздел: Строительство
    • Подраздел: Стандарты
      • Подраздел: Отраслевые стандарты и технические условия
        • Подраздел: Технические условия

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

Ссылка на страницу

Министерство транспортного строительства

If?’внзеиер Главкоррэчстроя .. , r JT-a. Чвревач /£,***л Г ^ 7 137&

BOHTOH KG-63 металлический универсальный

Технические условия ТУ 35-369-73 (Взамен ТУ 35-369-70)

Специальное конструкторское бюро Глазноетостроя I. Куценко ^Гдавн^й гна^нер •

им Начальник отдела большие мостов

д иПрппу/ллД _у’^/1 С-С. Гевондян

/7^4- » _ гарта 1978 г.

•**i£ESSS& °Р ган азация по

#£г> в^андартазавда Щщ;

Главный конструктор проекта |.К. БелнЯ 1978 г.

Технические условия • v ТУ 25-369-7$

Отдел охраны труда Щ профсоюза рабочих . яел.дор.транспорта Зам. з^е дующего отделом

2. Основные параметры и размеры 3* Технические требования

4* Комплектность v> 12

5. Приемка и испытание понтоаа * 12-13 .•6. Кармровка ‘ . — 13

8. Транспортирование . :v. :13^ч

9. Указания по эксплуатации *’ v 13-14

10* Требования техники безопасности

и производственной санитарии

II. Гарантии поставщика • . 15

Понтон КС-63 металлический универсальный Технические условия

Шнтронсстрои СКд ГлаЬмостостроя Отдел_

1.1. Понтон КС-63‘предназначается для образования различного рода плашкоутов: для плавучих опор при перевозке пролетных отроения мостов, для опор наплавных постов, для перевозки различных грузов, для паромов лерспоав, для кранов различных типов, для копров, водолазных и других строительных работ* ^С/7Ж7 7 — 3,6 м

2.4. Полное водоизмеяекие — 4.5,0 «3

2.5. Осадка от собственного веса — 0,25 «•

Т 3#I# Понтон’КС-63 изготовляется в соответствии о настоя-» ‘тыл техавчесшш условиями а «Общими техническими условиями», на продукций машиностроения Министерства трансаортного строительства СССР — 0СТ#25-03-74. Понтон изготовляется по чертежаи Центрального проектно-конструкторского биро Главмост ост роя Министерства транспортного строительства СССР заказ # 600/5. Проек понтона КС-63 утвержден Главмостостроен письмом 8а J6 2503-4/1 от 15 нарта 1963 г.

3.2. Требования по соблюдение проектных размеров:

3.2.1. Габаритные размеры понтона долины выдергиваться о допусками, указанными на рис. 2.

«дата взак atrSrf iM.k’ftfa. Лсдь и дата

3.2.2. Расположение крайних отверстий в бортовых коробках относительно плоскостей коробок должно выдергиваться о допусками, указанными на рнс.З.

. 3.2.3. Взаимное расположение болтовых отверстий должно вы-‘ держпваться с допусками, указанными на рис. 4 и рис. 5.

3.2.4# Прямолинейность ребер должна быть выдержана о допусками, указанными на рис .6.

3.2.5# Правильность граней должна быть выдержана о допускала, указанныма Еа рас.7.

3.2.6. Минусовой допуск размера диагоналей,# проектом не нормируется, устанавливается заводои-изготовптелеи ss условия выдерживания требований по п.н. 3.2.1 ^ 3,2.2.

3.3# Требования по обеспеченно воздухонепроницаемости:

3.3.1. При создания в понтоне избыточного воздушного давления в 0*5 атд. падение давления в понтоне при отсутствии подачи воздуха должно составлять не более 0,05 ата. за 40 шш.

Понтоны для резервуаров

Понтоны для вертикальных резервуаров устанавливаются для снижения испарения с зеркала нефтепродукта, из-за чего ухудшается его качества при переработке или транспортировке. Они располагаются между стационарной крышей и продуктом. При хранении легковоспламеняющихся жидкостей происходит испарение и попадание вредных горючих газов в атмосферу, что приводит к возможному воспламенению и экономическим потерям оператора нефтехранилища.

Уровень потерь зависит от условий эксплуатации (температуры, свойств продукта, давления) и параметров эксплуатации (количество оборачиваемости, наличие улавливающих устройств, соотношение объема резервуара и его заполненности). Все это ведет к экономическим потерям оператора нефтехранилища. Решением этого вопроса является металлический или алюминиевый понтон, который располагается между крышей и поверхностью рабочей среды.

Преимущества применения понтонов РВС

  • сокращают потери от испарения
  • обеспечивают взрыво- и пожаробезопасность
  • уменьшается негативное экологическое воздействие от попадания вредных газов в воздух
  • монтируются как на вновь строящемся резервуаре, так и в уже эксплуатируемом
  • сохранение качества нефтепродуктов

Понтоны: виды и конструкции

Саратовский резервуарный завод изготавливает различные конструктивные исполнения понтонов в зависимости от условий эксплуатации и требований к их конструкции. Каждый вид обладает одинаковой герметичностью и непотопляемостью и отличается лишь своим устройством.

Типовая конструкция понтона имеет тонкостенный плавучий центральный диск и периферийное кольцо, которое опирается на стойки с цилиндрическими поплавками. Количество поплавков должно обеспечивать 100% непотопляемость. Поплавки находятся погруженными в хранимый продукт менее, чем на 40%. Диаметр рассчитывается под диаметр стенки — не менее 90% или на 400 мм меньше. Между поверхностью жидкости и настилом образуется свободное пространство, которое заполняется парами. Чтобы они не попадали в окружающую атмосферу, между стенкой и периферийным кольцом устанавливается гидрозатвор или уплотняющие затворы для сохранения герметичности. По мере наполнения или опорожнения понтон поднимается/опускается. При полном опорожнении его стойки опираются на днище, образуя пространство для установки вентиляционных патрубков, сифонов, люк-лазов.

Завод САРРЗ Ⓡ предлагает следующие типы понтонов:

  • однодечные
  • двудечные
  • поплавкового типа
  • многослойные

Однодечные понтоны

Они бывают рулонируемыми или щитовыми. Рулонируемые однодечные понтоны — это центральная однослойная мембрана (или дека) и кольцевые короба по периметру. Щитовые однодечные понтоны — это комплект прямоугольных коробов, которые скрепляются вместе уже внутри резервуара при помощи листового настила. Сборка внахлест обеспечивает их герметичность. Последний тип традиционно устанавливается в емкости большого объема от 5000 м 3 .

Понтон требования

Требования ГИМС к базам (сооружениям) для стоянок маломерных судов

Акватория базы – водная поверхность в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов.
Причал – комплекс сооружений, предназначенный для безопасной стоянки и обслуживания судов.
Причальный фронт – участок береговой линии, оборудованный устройствами для швартовки и стоянки судов.
В зависимости от установленного проектом количества базирующихся судов, базы делятся на:
базы 1 разряда – обслуживающие 1000 и более судов;
базы 2 разряда – от 500 до 1000 судов;
базы 3 разряда – от 100 до 500 судов;
базы 4 разряда – от 20 до 100 судов;
базы 5 разряда – менее 20 судов.
Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, как правило, размещаются за пределами первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, вне судового хода, на участках водоемов с небольшой скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействия и ледохода. Места их размещения устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с территориальной ГИМС, территориальным специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда, территориальным специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды и государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Границы баз должны располагаться на расстоянии не менее 200 метров выше или ниже дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее 250 метров от рекреационной зоны и не менее 150 метров от линии жилой застройки. Акватория базы и подходы к пирсам (причалам) по ширине и глубинам должны обеспечивать беспрепятственное маневрирование приписанных к данной базе судов с максимальными размерами и осадкой. Территория базы должна быть ограждена (акватория базы ограждается дамбами, понтонами, бонами, плавучими и иными знаками судоходной обстановки), содержаться в чистоте и отвечать требованиям государственных органов противопожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и охраны природы.
В общем случае, техническое оснащение и оборудование баз должно обеспечивать:
— безопасность круглосуточной стоянки и сохранность судов в течение навигации;
— возможность и безопасность посадки и высадки людей, выполнения судоводителями профилактических, погрузо-разгрузочных и иных работ, связанных с эксплуатацией судов.
На территории базы должны быть построены причалы (пирсы), служебные помещения и другие сооружения, обеспечивающие безопасность людей и техническую устойчивость судов при длительной эксплуатации, а также дорого и подъездные пути, обеспечивающие подъезд пожарных автомашин к местам забора воды, стоянки судов и объектам на берегу.
На выступающих в сторону судового хода причалах, сооружениях выставляются белые огни, видимые по горизонту на 360° на расстоянии не менее 4-х км. Огни устанавливаются на высоте не менее 2-х м от настила причала через каждые 50 м, но не менее 3-х огней на причал. Огни должны гореть от захода до восхода солнца. Затопляемые в половодье (паводок) защитные сооружения и устройства базы ограждаются соответствующими знаками судоходной обстановки на весь период половодья.
На причалах, пирсах, мостках и сходнях необходимо иметь сплошной настил, который рассчитывается и один раз в три года испытывается на максимальную нагрузку в условиях повседневной эксплуатации. Результаты испытаний оформляются актом, подписываемым председателем и членами комиссии с указанием должностей и фамилий.
Причалы и пирсы, используемые для швартовки судов, должны иметь:
— площадь, обеспечивающую возможность и безопасность проведения работ, связанных с эксплуатацией судов;
— трапы, сходни, мостки для сообщения с берегом и между собой, обеспечивающие одновременный проход не менее 2-х человек, при этом постоянные лестничные сходы должны иметь уклон не более 1: 2,5;
— рационально расставленные (с учетом расположения швартовных устройств на судах) и прочно закрепленные швартовные устройства (битенги, кнехты, рамы, утки) для надежного крепления судов при максимально неблагоприятных для данного района гидрометоусловиях и уровне воды;
— привальные рамы, брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при швартовке и стоянке;
— противопожарное и спасательное имущество по норме: огнетушитель, ящик с пес
ком, лопата, спасательный круг (конец Александрова) на каждые 50 м причальной линии, но не менее одного комплекта на причал;
— надежное леерное ограждение высотой не менее 900 мм при расстоянии между стойками не более 1,5 м;
— спасательный леер (по наружному периметру причала, пирса), закрепленный на расстоянии 10-15 см от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 м.
Плавучие причалы, понтоны и т.п. надежно швартуются к берегу или закрепляются на штатных местах с использованием мертвых якорей. Длина причального фронта причалов и пирсов определяется требованиями обеспечения подхода, стоянки и отхода судов, а также рационального выполнения грузовых или пассажирских операций и рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить швартовку носом (кормой) всех приписанных к данной базе судов в случае их постоянного хранения на плаву в период навигации. В общем случае длина причала определяется по формуле:
Lпр = Lc + d,
где Lпр – длина причала;
Lc– габаритная длина расчетного судна;
d интервалы между корпусами, необходимые для обеспечения безопасности при
подходе (отходе).

Расстояние между судами у причала (пирса) базы не должно быть менее 0,5 м для гребных и 1,0 м для моторных и парусных судов. Причалы для скоростных судов и для переправ размещаются крайними. В зависимости от разрядности и местных условий базы оборудуются, имеют постройки, помещения, стенды и обеспечиваются имуществом и документацией. Руководство деятельностью баз осуществляют лица, назначенные приказами (распоряжениями) юридических или физических лиц, которым принадлежат базы. Каждое приписанное к базе судно должно иметь место стоянки (хранения) с указанием бортового номера судна.
На каждой базе должна быть разработана и по согласованию с руководством территориальной ГИМС утверждена Инструкция по эксплуатации базы, содержанию маломерных судов и организации выпускного режима.

6.7 Требования к конструкции понтонов

6.7.1 Понтоны применяются в резервуарах со стационарной крышей и предназначены для сокращения потерь продукта от испарения. Резервуары с понтоном должны эксплуатироваться без внутреннего давления и вакуума. Примерная схема установки понтона приведена на рисунке 6.6.

1 — смотровое отверстие с люком; 2 — опора крыши; 3 — указатель уровня топлива;

4 — уплотняющий затвор; 5 — предохранительный газовый клапан; 6 — уплотняющий затвор опоры крыши; 7 — антистатический кабель; 8 — внутренняя дыхательная труба; 9 — смотровой люк;

10 — понтон; 11 — трос предотвращения вращения; 12 — дыхательный патрубок резервуара;

13 — направляющая труба; 14 — опорные стойки; 15 — входная труба (диффузор);

16 — усиливающие подкладные пластины днища

Рисунок 6.6 — Пример установки типового понтона в резервуаре со стационарной крышей

6.7.2 Понтоны, как правило, не устанавливаются в резервуарах диаметром менее 6 м в связи с проблемами, возникающими при монтаже уплотняющих затворов при малом радиусе кривизны обшивки резервуара, т. е. при коэффициенте отношения площади резервуара к длине его окружности менее 1,5. Максимальный диаметр резервуара при установке понтона не ограничен.

6.7.3 Допускается проектирование понтонов следующих видов:

— контактного (нижняя поверхность понтона полностью контактирует с поверхностью хранимого продукта);

— поплавкового (понтон контактирует с поверхностью продукта через поплавки, а между настилом понтона и зеркалом продукта имеется газовое пространство).

6.7.4 По конструктивным признакам понтоны могут быть следующих типов:

— стальной понтон однодечной конструкции, имеющий центральную однослойную мембрану (деку), разделенную, при необходимости, на отсеки, и расположенные по периметру кольцевые короба (открытые или закрытые сверху);

— стальной понтон двудечной конструкции, состоящий из герметичных коробов, расположенных по всей площади понтона;

— стальной понтон на поплавках с настилом;

— понтон из алюминиевых сплавов на поплавках с настилом;

— понтон из алюминиевых или стальных панелей с синтетическим пористым наполнителем.

6.7.5 Понтон должен свободно перемещаться при наливе и сливе продукта. При перемещении понтона не должно происходить повреждение его узлов, а также конструкций, находящихся на днище, стенке и крыше резервуара.

6.7.6 Конструкция понтона должна обеспечивать его плавучесть. При этом верхний край периферийной стенки (борта) должен превышать уровень продукта не менее чем на 150 мм. Верхние кромки обечаек всех люков и патрубков, расположенных на понтоне и доходящих до уровня продукта, должны быть не ниже верхнего края периферийной стенки (борта).

6.7.7 Проектом должна быть предусмотрена конструктивная возможность установки в пространстве между бортом понтона и стенкой резервуара, а также между патрубками в понтоне и проходящими сквозь них элементами затвора, обеспечивающего снижение испарения продукта. Материал затвора должен выбираться с учетом расчетной температуры района строительства, температуры хранимого продукта, долговечности затвора в условиях истирания и контакта с хранимым продуктом и его парами. Узлы присоединения затворов должны разрабатываться проектировщиком плавающих крыш и понтонов. Величина зазора между бортом понтона и стенкой резервуара должна устанавливаться в зависимости от конструкции применяемого затвора и обеспечения его работоспособности при движении понтона по всей высоте резервуара. При определении величины зазора следует учитывать допустимые отклонения стенки резервуара и направляющей от вертикали. Как правило, рекомендуется принимать номинальную величину зазора в диапазоне от 200 до 250 мм с допускаемыми отклонениями 100 мм.

6.7.8 Толщина элементов понтона из стали или алюминиевых сплавов определяется на основании прочностных и деформационных расчетов, а также с учетом их коррозионной стойкости в конкретных условиях эксплуатации. Номинальная толщина стальных элементов понтона должна быть не менее 4 мм.

6.7.9 Понтон должен иметь опорные стойки, позволяющие фиксировать его в двух положениях — рабочем и ремонтном. В рабочем положении опорные стойки должны обеспечить опирание понтона на днище на высоте, при которой нижняя дека (для понтона контактного типа) или нижняя точка поплавков (для понтона поплавкового типа) не приближается к расположенным на днище или первом поясе стенки конструкциям или устройствам на расстояние менее 100 мм. В ремонтном положении нижняя дека (или нижняя точка поплавков) понтона должна находиться на высоте не менее 2 м от днища у стенки. Опорные стойки должны иметь возможность их регулировки таким образом, чтобы компенсировать любые неровности нижней поверхности резервуара и обеспечить горизонтальное положение понтона. Высота понтона должна быть фиксированной, тем не менее должна быть предусмотрена возможность последующего изменения высоты опорных стоек.

6.7.10 Опорные стойки, изготовленные из трубы или другого замкнутого профиля, должны иметь отверстия в нижней части для обеспечения дренажа.

6.7.11 Особое внимание должно быть уделено креплению опорных стоек к элементам понтона с целью исключения разрушения конструкции в точках крепления в ходе эксплуатации.

6.7.12 Опорные стойки должны опираться на днище резервуара через подкладные пластины. Требования к устройству подкладных пластин аналогичны требованиям, приведенным в 6.6.8.

6.7.13 Для исключения вращения понтона должна использоваться направляющая труба. Рекомендуется применять одну направляющую трубу. При использовании двух направляющих труб, их расположение должно быть диаметрально противоположно. Направляющая труба может быть использована для размещения в ней технологического оборудования. В качестве направляющих понтона могут также использоваться тросовые или другие конструктивные системы. Трос должен быть подпружинен для обеспечения его постоянного натяжения. Для прохождения троса в корпусе понтона должна быть предусмотрена направляющая трубка соответствующей конструкции.

6.7.14 Понтоны должны иметь предохранительные клапаны, открывающиеся непосредственно перед опусканием понтона на опорные стойки и предохраняющие понтон, и уплотняющий затвор для защиты от перенапряжения и повреждения при заполнении или опорожнении пространства резервуара под понтоном. Диаметр и количество предохранительных клапанов определяются на основании данных задания и в соответствии с требованиями 9.4.

6.7.15 Резервуары с понтоном должны эксплуатироваться без внутреннего давления и вакуума в газовом пространстве резервуара. Для обеспечения этого требования в стационарной крыше или стенке резервуара с понтоном должны быть предусмотрены вентиляционные патрубки, равномерно расположенные по периметру, и один патрубок в центре крыши. Количество и диаметр вентиляционных патрубков определяются расчетом в технологической части проекта. Патрубки должны иметь конструкции, предотвращающие попадание атмосферных осадков внутрь резервуара.

6.7.16 Для доступа на понтон в резервуаре должен быть предусмотрен, как минимум, один люк-лаз в стенке, расположенный таким образом, чтобы через него можно было осматривать и обслуживать понтон, находящийся на опорных стойках в ремонтном положении. На понтоне должен быть установлен минимум один люк-лаз диаметром от 600 до 900 мм, обеспечивающий монтаж, демонтаж, обслуживание и вентиляцию пространства под понтоном в процессе ремонтных и регламентных работ.

6.7.17 В стационарной крыше резервуара с понтоном должно быть установлено не менее двух смотровых люков для осуществления визуального контроля понтона и затвора. Расстояние между люками должно быть не более 20 м.

6.7.18 Закрытые короба понтона должны быть снабжены смотровыми люками с быстросъемными крышками или другими устройствами для контроля возможной потери герметичности, и должен быть обеспечен доступ к ним с верхней части понтона.

6.7.19 Все токопроводящие части понтона должны быть электрически взаимосвязаны и соединены с внешней конструкцией резервуара, например, при помощи гибких кабелей, идущих от стационарной крыши резервуара к понтону. Необходимо прокладывать не менее двух равномерно распределенных антистатических кабелей. При выборе кабелей следует учитывать их прочность, коррозионную стойкость, электрическое сопротивление, надежность соединений, гибкость и срок службы. Элект­рическое сопротивление между стенкой резервуара и любой частью понтона должно быть более 100 МОм согласно [2].

6.7.20 В чертежах марки КМ должны быть указаны требования к предельно допустимым отклонениям размеров и формы смонтированного понтона в соответствии с таблицей 6.7.

8. Конструкции резервуаров, часть 2

8.7. Патрубки и люки в крыше

Количество и размеры патрубков, служащих для установки различных устройств или оборудования на стационарной крыше резервуара зависят от назначения и объема резервуара и назначаются Заказчиком резервуара.

Рекомендуются патрубки условным проходом 50; 80; 100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500 мм. Конструктивное исполнение патрубков в крыше должны соответствовать рис. 8.8; 8.12; 8.13 и таблице 8.6.

Рис. 8.12. Патрубки в крыше

ПАТРУБОК ТИПА «S»

ПАТРУБОК ТИПА «F»

Рис. 8.13. Детали патрубков и люков в крыше

СОЕДИНЕНИЕ ОБЕЧАЙКИ (ТРУБЫ) С УСИЛИВАЮЩИМ ЛИСТОМ И УСИЛИВАЮЩЕГО ЛИСТА С НАСТИЛОМ КРЫШИ

СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦА ЛЮКА С ОБЕЧАЙКОЙ И КРЫШКОЙ

Таблица 8.6

Если патрубок используется для вентиляции, обечайка (труба) должна быть обрезана снизу заподлицо с настилом крыши (тип «F»).

Фланцы патрубков в крыше должны выполняться по ГОСТ 12820 (исполнение 1 по ГОСТ 12815) на условное давление 0,25 МПа, если иное не оговорено при заказе резервуара.

По требованию Заказчика патрубки в крыше резервуаров без понтонов, эксплуатируемых при избыточном давлении в газовом пространстве, могут комплектоваться временными заглушками на условное давление Ру = 0,25 МПа, предназначенными для герметизации резервуара при проведении испытаний после окончания монтажа.

Для осмотра внутреннего пространства резервуара, его вентиляции при проведении внутренних работ, а также для различных монтажных целей каждый резервуар должен быть снабжен не менее, чем двумя люками, установленными в крыше. Рекомендуются люки условным проходом 500, 600, 800 и 1000 мм.

Конструктивное исполнение люков должно соответствовать рис. 8.13, 8.14 и таблице 8.7.

Рис. 8.14. Люки в крыше

Таблица 8.7

8.8. Площадки, лестницы, ограждения

8.8.1. Для доступа к отдельным конструктивным элементам и местам расположения оборудования резервуар должен быть укомплектован площадками и лестницами.

Резервуары со стационарной крышей должны иметь круговую площадку по крыше, обеспечивающую доступ к оборудованию, расположенному по периметру крыши, и лестницу для подъема на круговую площадку.

Резервуары с плавающей крышей должны иметь круговую площадку по верху стенки, наружную лестницу для подъема на круговую площадку, внутреннюю катучую лестницу для спуска на плавающую крышу, а также переходную площадку с одномаршевой лестницей для перехода с круговой площадки на катучую лестницу.

При компактном расположении резервуары могут соединяться между собой по верху переходными площадками (переходами), при этом на каждую группу соединенных резервуаров должно быть не менее двух лестниц, расположенных с противоположных сторон.

8.8.2. Площадки (в том числе переходы и промежуточные площадки лестниц) должны соответствовать следующим требованиям:

— площадки, соединяющие любую часть резервуара с любой частью соседнего резервуара либо другой отдельно стоящей конструкцией, должны иметь опорные устройства, допускающие свободное перемещение соединяемых конструкций;

— ширина площадок на уровне настила должна быть не менее 700 мм;

— настил площадок должен изготавливаться из перфорированного или рифленого металла, препятствующего скольжению;

— величина зазора между элементами настила должна быть не более 40 мм;

— конструкция площадок должна выдерживать сосредоточенную нагрузку 4,5 кН.

Площадки, расположенные на уровне более 0,75 м от поверхности земли или какой-либо другой поверхности, на которую возможно падение с площадки, должны иметь ограждения с тех сторон, где возможно падение.

8.8.3. Для подъема на круговую площадку резервуара используются отдельно стоящие (шахтные), прислонные (одномаршевые) или расположенные вдоль стенки (кольцевые) лестницы.

8.8.4. Шахтные лестницы имеют собственный фундамент, к которому прикрепляются анкерными болтами.

Шахтные лестницы должны крепиться в верхней части к стенке резервуара распорками. Конструкция распорок должна учитывать возможность неравномерной осадки основания резервуара и фундамента лестницы.

Шахтные лестницы могут служить технологическим элементом (каркасом) для наворачивания рулонируемых полотнищ (стенок, днищ и др.) для их транспортировки к месту монтажа. Такие лестницы должны иметь кольцевые элементы диаметром не менее 2,6 м.

8.8.5. Одномаршевые лестницы применяются для резервуаров с высотой стенки не более 7,5 м. В нижней части марш (косоуры) лестницы опирается на фундамент с анкерными болтами. В верхней части лестница опирается на верх стенки резервуара (при радиальном расположении лестницы по отношению к резервуару в плане) или на верхнюю переходную площадку лестницы (при тангенциальном расположении лестницы).

8.8.6. Кольцевые лестницы полностью опираются на стенку резервуара, а их нижний марш должен не доходить до земли на расстояние 100. 250 мм.

Кольцевые лестницы высотой более 7,5 м должны иметь промежуточные площадки, расстояние между которыми по высоте не должно превышать 6 м.

Марши кольцевых лестниц могут быть прямоугольными в плане или могут располагаться по винтовой линии (обычно используются для лестниц без промежуточных площадок для резервуаров с высотой стенки до 7,5 м).

Кольцевые лестницы, у которых зазор между стенкой резервуара и лестницей превышает 150 мм, должны иметь ограждение как с наружной, так и с внутренней (у стенки) стороны.

8.8.7. Марши шахтных и кольцевых лестниц должны соответствовать следующим требованиям:

— угол по отношению к горизонтальной поверхности — не более 50°;

— ширина марша — не менее 700 мм;

— ширина ступени — не менее 200 мм;

— расстояние по высоте между ступенями должно быть одинаковым и не должно превышать 250 мм;

— ступени должны иметь уклон вовнутрь 2. 5°;

— ступени должны изготавливаться из перфорированного, решетчатого или рифленого металла, препятствующего скольжению;

— конструкция марша должна выдерживать сосредоточенную нагрузку не менее 4,5 кН.

8.8.8. Ограждения площадок и лестничных маршей (рис. 8.15), состоящие из стоек, поручня, промежуточных планок и бортовой (нижней) полосы, должны соответствовать следующим требованиям:

— стойки должны располагаться на расстоянии не более 2,5 м друг от друга;

— верх поручня должен находиться на расстоянии не менее 1,25 м от уровня настила площадки и не менее 1,0 м от уровня ступени лестничного марша (расстояние по вертикали от носка ступени до верха поручня);

— бортовая полоса ограждения площадок должна быть шириной не менее 150 мм и располагаться с зазором 10. 20 мм от настила;

— в качестве бортовой полосы лестничных маршей должны служить косоуры (тетивы), для которых превышение над носком ступени должно составлять не менее 50 мм;

— расстояние между поручнем, промежуточными планками и бортовой полосой (или косоуром) должно быть не более 400 мм;

— поручни ограждения должны соединяться между собой без смещения;

— ограждения должны выдерживать нагрузку 0,9 кН, приложенную в любом направлении к любой точке поручня.

8.8.9. Катучие лестницы резервуаров с плавающими крышами должны обеспечивать доступ с переходной площадки на плавающую крышу при ее положении от нижнего до верхнего рабочих уровней.

Катучие лестницы должны соответствовать следующим требованиям:

— допустимый угол по отношению к горизонтальной поверхности — от 0° до 50°;

— ширина марша (длина ступени) лестницы — не менее 700 мм;

— величина проступи (расстояние по горизонтали между носками ступеней) — не менее 200 мм;

— допустимое расстояние по высоте между ступенями — от 0 до 250 мм;

— ступени должны изготавливаться из перфорированного или рифленого металла, препятствующего скольжению;

— ограждения, расположенные с обеих сторон катучей лестницы, должны соответствовать требованиям, изложенным в п. 8.8.8;

— конструкция катучей лестницы должна быть рассчитана на восприятие усилий, возникающих в процессе движения плавающей крыши, а также на сосредоточенную нагрузку не менее 5,0 кН и нагрузку от расчетного веса снегового покрова.

8.8.10. Для подъема или спуска к площадкам на высоту не более 4 м (например, к площадкам пеногенераторов или люков-лазов) могут использоваться стремянки (вертикальные лестницы тоннельного типа).

Стремянки должны соответствовать следующим требованиям:

— ширина стремянки должна быть не менее 600 мм;

— расстояние между ступенями должно быть не более 350 мм;

— начиная с высоты 2 м стремянки должны иметь ограждения в виде предохранительных дуг радиусом 350. 450 мм, расположенных по высоте на расстояниях не более 800 мм друг от друга.

Рис. 8.15. Ограждения площадок и лестничных маршей

8.9.1. Понтоны применяются в резервуарах для хранения легко испаряющихся продуктов и предназначены для сокращения потерь от испарения.

Понтоны должны отвечать следующим основным требованиям:

— понтон должен максимально перекрывать поверхность хранимого продукта;

— резервуары с понтоном должны эксплуатироваться без внутреннего давления и вакуума в газовом пространстве резервуара;

— все соединения понтона, подверженные непосредственному воздействию продукта или его паров, должны быть плотными и проконтролированы на герметичность;

— любой материал, уплотняющий соединения понтона, должен быть совместим с хранимым продуктом.

8.9.2. Применяются следующие основные типы понтонов:

— понтон однодечной конструкции, имеющий центральную однослойную мембрану (деку), разделенную, при необходимости, на отсеки, и расположенные по периметру кольцевые короба (открытые или закрытые сверху);

— понтон двудечной конструкции, состоящий из герметичных коробов, расположенных по всей площади понтона;

— понтон на поплавках с герметичным настилом;

— многослойный понтон, включающий металлическую мембрану, покрытую слоем пенополиуретана толщиной не менее 40 мм с металлической или полиуретановой обшивкой.

8.9.3. Конструкция понтона должна обеспечивать его нормальную работу по всей высоте рабочего хода без перекосов, вращения во время движения и остановок.

8.9.4. Борт понтона и бортовые ограждения всех устройств, проходящих через понтон (опор стационарной крыши, направляющих понтона и пр.) с учетом расчетного погружения и крена понтона в рабочем состоянии (без нарушения герметичности отдельных элементов) должны превышать уровень продукта не менее чем на 150 мм. Такое же превышение должны иметь патрубки и люки в понтоне.

8.9.5. Пространство между стенкой резервуара и бортом понтона, а также между бортовыми ограждениями и проходящими сквозь них элементами должно быть уплотнено при помощи специальных устройств (затворов).

8.9.6. Материал затворов должен выбираться после рассмотрения таких параметров, как температура района строительства резервуара, температура хранимого продукта, проницаемость парами хранимого продукта, прочность на истирание, старение, хрупкость, воспламеняемость и других факторов совместимости с хранимым продуктом.

8.9.7. Понтон должен быть сконструирован таким образом, чтобы номинальный зазор между понтоном и стенкой резервуара составлял около 200 мм с допускаемым отклонением ±100 мм. Величина зазора должна устанавливаться в зависимости от конструкции применяемого затвора.

8.9.8. Материал стальных конструкций понтона относится к подгруппе Б2 по п. 7.1.1.

8.9.9. Номинальная толщина стальных элементов понтона должна быть не менее 4 мм. При использовании в понтонах стальных элементов с металлизационными покрытиями или алюминиевых сплавов, их толщина должна определяться на основании прочностных и деформационных расчетов, а также с учетом коррозионной стойкости.

8.9.10. Понтон должен иметь опоры, позволяющие фиксировать его в двух нижних положениях — рабочем и ремонтном.

Рабочее положение определяется минимальной высотой, при которой конструкции понтона отстоят не менее чем на 100 мм от верхних частей устройств, находящихся на днище или на стенке резервуара и препятствующих дальнейшему опусканию понтона.

Ремонтное положение определяется минимальной высотой, при которой возможен свободный проход человека по днищу резервуара под понтоном — около 2,0 м.

Рабочее и ремонтное положения понтона фиксируются при помощи опор, которые могут устанавливаться в понтоне, а также на днище или стенке резервуара. Возможна фиксация нижних положений понтона путем его подвешивания на цепях или тросах к стационарной крыше резервуара.

По согласованию с Заказчиком допускается применять опорные конструкции одного фиксированного положения (не ниже ремонтного).

Опоры, изготовленные в виде стоек из трубы или другого замкнутого профиля, должны быть надрезаны или иметь отверстия в нижней части для обеспечения дренажа.

8.9.11. В случае применения опорных стоек, для распределения сосредоточенных нагрузок, передаваемых понтоном на днище резервуара, под опорными стойками должны быть установлены стальные подкладки, приваренные к днищу резервуара сплошным швом.

8.9.12. Понтон должен быть рассчитан таким образом, чтобы он мог в положении на плаву или на опорах обеспечивать несущую способность и плавучесть при воздействиях и их сочетаниях, указанных в п. 9.4.

8.9.13. Для исключения вращения понтона необходимо использовать направляющие, как правило, в виде труб, которые одновременно могут выполнять и технологические функции — в них могут располагаться приборы контроля, измерения и автоматики.

По условиям надежности работы понтона рекомендуется иметь одну направляющую.

В качестве направляющих понтона могут также использоваться тросовые либо другие конструктивные системы.

В местах прохода сквозь понтон направляющих должны быть предусмотрены уплотнения для снижения потерь от испарения во время всех вертикальных и горизонтальных перемещений понтона. Уплотнения должны быть рассчитаны на компенсацию локальных отклонений по горизонтали на ±125 мм.

8.9.14. Понтоны должны иметь предохранительные вентиляционные патрубки для удаления воздуха и газов из-под понтона, в то время, когда понтон находится на опорах в нижнем рабочем положении в процессе заполнения резервуара. Они также должны быть достаточными для предотвращения разрежения, появляющегося под понтоном после того, как понтон встанет на опоры в нижнем рабочем положении в процессе удаления продукта из резервуара. Скорость заполнения и опорожнения резервуара в режиме нахождения понтона на опорах должна быть минимально возможной для конкретного резервуара.

8.9.15. В стационарной крыше или стенке резервуара с понтоном должны быть предусмотрены вентиляционные окна (венты), равномерно расположенные по периметру на расстоянии не более 10 м друг от друга (но не менее четырех), и один патрубок в центре. Общая открытая площадь всех окон (вентов) должна быть больше или равна 0,06 м 2 на 1 м диаметра резервуара. При эксплуатации резервуара отверстия вентиляционных окон должны быть закрыты сеткой из нержавеющей стали, с ячейками 10 × 10 мм и предохранительными кожухами для защиты от атмосферных воздействий. Установка огнепреградителей на вентиляционных окнах не допускается.

8.9.16. Для доступа на понтон в резервуаре должен быть предусмотрен, по меньшей мере, один люк-лаз в стенке, расположенный таким образом, чтобы через него можно было попасть на понтон, находящийся на опорах в ремонтном положении.

На самом понтоне также должен быть установлен как минимум один люк-лаз, обеспечивающий обслуживание и вентиляцию подпонтонного пространства в процессе ремонтных и регламентных работ.

8.9.17. В стационарной крыше резервуара с понтоном должны быть установлены смотровые люки в количестве не менее двух для осуществления визуального контроля области уплотнения по периметру понтона. Расстояние между люками должно быть не более 20 м.

8.9.18. Все токопроводящие части понтона должны быть электрически взаимосвязаны и соединены со стенкой или крышей резервуара.

Это может быть достигнуто при помощи гибких равномерно распределенных по поверхности понтона кабелей, идущих от стационарной крыши резервуара к понтону (минимум два). При выборе кабелей следует учитывать их гибкость, прочность, коррозионную стойкость, электрическое сопротивление, надежность соединений и срок службы.

Электрическое сопротивление между стенкой резервуара и любой частью понтона, измеренное по утвержденному методу, должно составлять не более 100 МОм.

Для резервуаров диаметром до 20 м включительно должно быть предусмотрено не менее двух кабелей, для резервуаров большего диаметра — не менее четырех кабелей. Минимальная площадь поперечного сечения кабеля должна составлять 3 мм 2 .

8.9.19. Закрытые короба понтона должны быть снабжены смотровыми люками с быстросъемными крышками или иными устройствами для контроля возможной потери герметичности коробов.

8.9.20. Проектная организация, осуществляющая разработку проекта КМ, должна представить Заказчику резервуара расчеты прочности и плавучести понтона для расчетных комбинаций воздействий, приведенных в таблице П. 4.5 Приложения П.4.

8.10. Плавающие крыши

8.10.1. Резервуары с плавающей крышей являются альтернативой резервуаров со стационарной крышей и понтоном.

Техническая целесообразность и экономическая эффективность применения резервуаров с плавающей крышей определяется следующими граничными условиями:

а) рекомендуемые объемы резервуаров — 5000 м 3 и выше;

б) допускаемое соотношение диаметра (D) и высоты (Hs) резервуара — D/Hs ≥ 1,5;

в) максимально допустимая равномерно распределенная расчетная снеговая нагрузка:

— 2,4 кПа для резервуаров диаметром до 40 м;

— 3,2 кПа для резервуаров диаметром св. 40 м до 60 м;

— 4,0 кПа для резервуаров диаметром св. 60 м.

8.10.2. Плавающие крыши могут быть двух основных конструктивных типов:

— однодечная плавающая крыша;

— двудечная плавающая крыша.

8.10.3. Плавающая крыша должна быть запроектирована таким образом, чтобы при наполнении или опорожнении резервуара не происходило потопление крыши или повреждение ее конструктивных узлов и приспособлений, а также конструктивных элементов, находящихся на стенке и днище резервуара.

8.10.4. В рабочем положении плавающая крыша должна полностью контактировать с поверхностью хранимого продукта. Применение плавающих крыш на поплавках (не контактного типа) не допускается.

В опорожненном резервуаре плавающая крыша должна находиться на стойках, опирающихся на днище резервуара.

8.10.5. Плавающая крыша должна быть рассчитана таким образом, чтобы она могла в положении на плаву или на опорах обеспечивать несущую способность и плавучесть при воздействиях и их сочетаниях, указанных в п. 9.4.

8.10.6. Плавающие крыши основных типов (однодечные и двудечные) имеют, как правило, следующее конструктивное исполнение.

Однодечная плавающая крыша состоит из герметичных кольцевых коробов, расположенных по периметру крыши, и центральной однослойной мембраны (деки), имеющей организованный уклон к центру. Уклон мембраны достигается установкой пригрузов или радиальных ребер жесткости.

Двудечная плавающая крыша может выполняться по двум вариантам:

— с радиальным расположением коробов;

— с кольцевым расположением отсеков.

По первому варианту крыша состоит из прямоугольных коробов, располагаемых на плане крыши в радиальном направлении. Пространство между коробами заполняется на монтаже листовыми вставками по нижней и верхней декам, образуя монтажные отсеки.

По второму варианту крыша состоит из верхней и нижней дек, соединяемых серией концентрических колец, образующих кольцевые отсеки. Наружный отсек разделяется радиальными переборками на кольцевые короба.

Выбор конструктивного решения и типа плавающей крыши (однодечной или двудечной) осуществляется Заказчиком на основании анализа вопросов металлоемкости, сроков изготовления и монтажа, надежности эксплуатации.

Плавучесть плавающей крыши должна обеспечиваться ее герметичностью со стороны продукта, а также герметичностью входящих в конструкцию крыши коробов и отсеков.

8.10.7. Каждый короб или отсек плавающей крыши в верхней части должен иметь смотровой люк с легкосъемной крышкой для контроля возможной потери герметичности короба или отсека.

Конструкция крышки и высота обечайки смотрового люка должны исключать попадание дождевой воды или снега внутрь короба или отсека.

8.10.8. Доступ на плавающую крышу должен обеспечиваться лестницей, которая автоматически следует любому положению крыши по высоте. Одним из рекомендуемых типов применяемых лестниц является катучая лестница, которая имеет верхнее шарнирное крепление к стенке резервуара и нижние ролики, перемещающиеся по направляющим, установленным на плавающей крыше (путь катучей лестницы). Конструктивные требования к катучим лестницам изложены в п. 8.8.8.

8.10.9. Плавающие крыши должны иметь основной и, по согласованию с Заказчиком, аварийный водоспуски.

Основной водоспуск должен быть установлен в нижней точке сбора дождевой воды и должен обеспечивать отвод воды за пределы резервуара без ее попадания в хранимый продукт. Для однодечных плавающих крыш основной водоспуск должен иметь обратный клапан или задвижку, исключающие попадание продукта на плавающую крышу при нарушении герметичности трубопроводов водоспуска.

Условный проход основного водоспуска должен быть следующим:

— для резервуаров диаметром до 30 м — 80 мм;

— для резервуаров диаметром свыше 30 м до 60 м — 100 мм;

— для резервуаров диаметром свыше 60 м — 150 мм.

Возможно устройство систем основного водоспуска, обеспечивающих сбор осадков в нескольких точках, распределенных по поверхности крыши и объединенных в один или несколько отводящих трубопроводов.

Аварийные водоспуски предназначены для сброса дождевой воды непосредственно в хранимый продукт.

Двудечные плавающие крыши могут иметь открытый аварийный водоспуск, заборное отверстие которого находится на верхней деке крыши выше уровня хранимого в резервуаре продукта. Однодечные плавающие крыши могут иметь только клапанный аварийный водоспуск, открываемый при опускании плавающей крыши на опорные стойки.

8.10.10. Плавающие крыши должны иметь вентиляционные клапаны, минимум два, открывающиеся при нахождении плавающей крыши на опорных стойках и предохраняющие плавающую крышу и уплотняющий затвор от перенапряжения и повреждения при заполнении или опорожнении резервуара. Размеры и количество вентиляционных клапанов определяются производительностью приемо-раздаточных операций.

8.10.11. Плавающие крыши должны иметь опорные стойки, позволяющие фиксировать крышу в двух нижних положениях — рабочем и ремонтном. Рабочее положение определяется минимальной высотой, при которой конструкции плавающей крыши отстоят не менее чем на 100 мм от верхних частей устройств, находящихся на днище или на стенке резервуара и препятствующих дальнейшему опусканию плавающей крыши. Ремонтное положение определяется минимальной высотой, при которой возможен свободный проход человека по днищу резервуара под плавающей крышей — около 2,0 м.

Опорные стойки, изготовленные из трубы или другого замкнутого профиля, должны быть надрезаны или иметь отверстия в нижней части, для обеспечения дренажа.

Для распределения нагрузок, передаваемых плавающей крышей на днище резервуара, под опорными стойками плавающей крыши должны быть установлены стальные подкладки, приваренные к днищу резервуара сплошным швом.

8.10.12. Плавающие крыши должны иметь не менее одного люка номинальным диаметром не менее 600 мм, позволяющего осуществлять вентиляцию и проход обслуживающего персонала под плавающую крышу, когда из резервуара удален продукт.

8.10.13. Для исключения вращения плавающей крыши должны использоваться направляющие в виде труб, выполняющие также технологические функции. Рекомендуется установка одной направляющей.

8.10.14. Пространство между стенкой резервуара и наружным бортом плавающей крыши должно быть уплотнено при помощи специального гибкого устройства — затвора, имеющего также погодозащитный козырек от непосредственного воздействия атмосферных осадков на затвор.

Номинальный зазор для установки затвора должен составлять 200 или 250 мм с допускаемыми отклонениями ±100 мм.

Материал затвора должен выбираться с учетом расчетной температуры района строительства, температуры хранимого продукта, долговечности затвора в условиях истирания и контакта с хранимым продуктом и его парами.

8.10.15. На плавающей крыше должен быть установлен кольцевой барьер для удержания гасительной пены, подаваемой при пожаре в зону кольцевого зазора. Расположение и высоту кольцевого барьера следует определять из условия создания расчетного слоя пены средней или низкой кратности в зоне кольцевого зазора между барьером и стенкой резервуара.

Высота барьера должна быть не менее 1 м. В нижней части барьера следует предусматривать дренажные отверстия для стока продуктов разрушения пены и атмосферных вод.

8.10.16. Все токопроводящие части плавающей крыши, включая катучую лестницу, должны быть электрически взаимосвязаны и соединены со стенкой резервуара.

Плавающая крыша должна быть оборудована системой заземляющих кабелей. У резервуаров диаметром до 20 м включительно должно быть предусмотрено не менее двух заземляющих кабелей, у резервуаров большего диаметра — не менее четырех кабелей.

Площадь поперечного сечения заземляющего кабеля должна составлять не менее 50 мм .

8.11. Анкерное крепление стенки

8.11.1. Анкерное крепление стенки резервуара должно производиться в случаях, указанных в п.п. 9.6.4, 10.2.10, когда возникает возможность опрокидывания резервуара — отрыва стенки резервуара и прилегающих к ней участков днища от основания резервуара.

8.11.2. Места присоединения анкерных креплений к стенке резервуара следует рассчитывать на воздействие изгибающих моментов.

Основным местом присоединения анкерных креплений является стенка резервуара, но не листы днища.

Конструкция анкерных креплений должна обеспечивать компенсацию перемещений резервуара под воздействием температурных условий и гидростатического давления, а также минимизацию наведенных напряжений в стенке резервуара.

8.11.3. Конструкция анкерного крепления может выполняться по вариантам, представленным на рис. 8.16:

— анкерные столики с анкерными болтами;

— кольцевая анкерная плита с анкерными болтами.

Рис. 8.16. Крепление стенки анкерными болтами

АНКЕРНЫЕ СТОЛИКИ С АНКЕРНЫМИ БОЛТАМИ

КОЛЬЦЕВАЯ АНКЕРНАЯ ПЛИТА С АНКЕРНЫМИ БОЛТАМИ

8.11.4. Расчет анкерного крепления должен выполняться таким образом, чтобы при чрезмерных нагрузках на резервуар, превышающих расчетные, происходило разрушение анкерного болта, но не опорного столика и швов его соединения со стенкой резервуара.

Допустимая величина растягивающего напряжения в анкерных болтах не должна превышать половины предела текучести или одной трети временного сопротивления материала болта.

8.11.5. Анкерные болты должны быть равномерно затянуты при полном заливе резервуара водой по окончании гидравлических испытаний, но перед созданием внутреннего избыточного давления. Расчетное усилие затяжки анкерных болтов должно составлять около 2100 Н. Усилие затяжки должно назначаться в проекте КМ.

Должны быть предусмотрены средства для предотвращения отвинчивания гаек с помощью таких способов, как проковка резьбы или установка контргаек.

Диаметр анкерных болтов должен быть не менее 24 мм.

8.11.6. Анкерные крепления должны располагаться равномерно по периметру стенки. Расстояние между анкерными болтами должно не превышать 3 м, за исключением резервуаров диаметром до 15 м при их расчете на сейсмику, когда указанное расстояние должно не превышать 2 м.

Количество анкерных болтов, устанавливаемых на резервуаре, должно быть кратно четырем. Анкерные болты должны располагаться симметрично относительно главных осей резервуара и не совпадать с главными осями на плане.

8.11.7. По согласованию с Заказчиком допускается выполнять анкерные крепления стенки резервуара с применением анкерных полос, как это показано на рис. 8.17.

Монтажные стыки анкерных полос должны выполняться в момент времени, соответствующий натяжению анкерных болтов по п. 8.11.5.

8.12. Конструкции для зачистки

По требованию Заказчика резервуар может комплектоваться конструкциями для зачистки, служащими для выполнения следующих операций:

— удаление донного осадка (отложений), образовавшегося в период эксплуатации резервуара;

— удаление остатков (придонного слоя) продукта;

— удаление подтоварной воды;

— удаление атмосферной воды из межстенного пространства резервуаров с защитной стенкой.

Обозначения всех размеров, приведенных в разделе 8.12, указаны на рис. 8.19-8.21.

Рис. 8.17. Крепление стенки анкерными полосами

Рис. 8.18. Патрубки зачистки с отводом

а) ПАТРУБОК СО СВАРНЫМ ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ОТВОДА

б) ПАТРУБОК С ФЛАНЦЕВЫМ ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ОТВОДА

8.12.1. Патрубки зачистки с отводом

Патрубки зачистки с отводом служат для удаления из резервуара остатков продукта и подтоварной воды. Патрубки изготавливаются условным проходом 100, 150, 200 и 250 мм. Конструкция патрубков должна соответствовать рис. 8.18.

8.12.2. Круглые зумпфы зачистки

Круглые зумпфы зачистки служат для удаления из резервуара донного осадка, остатков продукта и подтоварной воды. Круглые зумпфы изготавливаются следующих размеров (диаметр × глубина): Ø 600 × 300, Ø 900 × 450, Ø 1200 × 600, Ø 1500 × 900 для патрубков зачистки, соответственно, Dy50, Dy80, Dy100 и Dy150. Конструкция круглых зумпфов зачистки должна соответствовать рис. 8.19 и таблице 8.8. Необходимость установки, конструкция и требуемое количество опор для внутренней трубы определяется при проектировании в зависимости от величины расстояния от зумпфа до стенки резервуара.