Минтруд пенсия 2018

Минтруд России подготовил законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год

С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с Методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 531.

С 1 января 2017 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, был определен продолжительностью 240 месяцев.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» общеустановленный возраст выхода на пенсию составляет для мужчин 60 лет, для женщин – 55 лет. По предварительным данным Росстата за 2016 год, численность мужчин и женщин в данных возрастах составила 864 661 человек и 1 222 988 соответственно, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни – 16,08 года и 25,79 года соответственно.

В соответствии с расчетами, произведенными на основании Методики, ожидаемый период выплаты накопительной пенсии при ее назначении застрахованным лицам в общеустановленном возрасте выхода на пенсию на 2018 год составил 261 месяц:

Т = (864 661 x 16,08 + 1 222 988 x 25,79) / (864 661 + 1 222 988) x 12 = 261 месяц.

Таким образом, реальный ожидаемый период выплаты накопительной пенсии – 261 месяц – значительно превышает установленное Методикой максимальное значение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на 2018 год (246 месяцев).

С целью постепенного доведения ежегодно устанавливаемого законом ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии до приближенных к реальным значениям продолжительности жизни будущих получателей накопительной пенсии в соответствии с Методикой законопроектом предлагается повышение на 6 месяцев – с 240 до 246 месяцев.

Важно отметить, что, если бы при расчете ежемесячного размера накопительной пенсии применялся реальный ожидаемый период выплаты накопительной пенсии (в 2018 году – 261 месяц), ежемесячные выплаты получателю накопительной пенсии были бы ниже.

Проект федерального закона «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год» будет распространен на застрахованных лиц, которым назначается в 2018 году накопительная пенсия.

Напомним, что показатель «ожидаемый период выплаты» используется только при расчете накопительной пенсии, при расчете страховой пенсии с 1 января 2015 года данный показатель не применяется.

В настоящее время законопроект находится на общественном обсуждении.

Минтруд назвал максимальный возможный размер пенсии после реформы

После внесения поправок в законодательство пенсия россиян составит 40% от среднего заработка. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты Андрей Пудов.

Он отметил, что максимальные пенсии составят около 34 тысяч рублей. Эту сумму удалось получить после проведения соответствующих расчетов Международной организацией труда (МОТ), передает агентство «Интерфакс».

По словам Пудова, для расчета пенсии будeт учитываться весь заработок человека, а не только та сумма, которую он получал на последнем месте работы. Так, при средней заработной плате по стране в 40 тысяч рублей, средняя пенсия составит 16 тысяч рублей.

Помимо этого, в МОТ обозначили границу «для высокодоходных групп»: расчет пенсий будет исходить из зарплаты 85 000 рублей. Так, максимально возможная пенсия по старости, составляющая 40% от заработка, составит приблизительно 34 000 руб.

Пенсионное обеспечение

Госдума России приняла в I чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2019 год

Госдума России приняла в I чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2019 год

Министр Максим Топилин: Пенсионные документы между Россией и Израилем будут передаваться в электронном виде

Министр Максим Топилин: Страховые пенсии будут индексироваться один раз в год с 1 января

Госдума России приняла в III чтении законопроект о ратификации Конвенции № 102 о минимальных нормах социального обеспечения

Госдума России одобрила в основном чтении законопроект о внесении изменений в пенсионное законодательство

Министр Максим Топилин прокомментировал принятие во втором чтении Госдумой России президентских поправок к законопроекту об изменении пенсионной системы

Министр Максим Топилин в прямом эфире программы «Время покажет» на Первом канале рассказал о совершенствовании пенсионной системы

Министр Максим Топилин представил законопроект об изменениях в пенсионном законодательстве на профильном комитете Госдумы России

Министр Максим Топилин: Рост пенсий в среднем на 1000 рублей будет заложен в законе

Министр Максим Топилин в программе Сергея Доренко «Подъем» на радио «Говорит Москва» рассказал о законопроекте по повышению пенсионного возраста

Общественный совет при Минтруде России поддержал законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста

Статс-секретарь-замминистра Андрей Пудов в программе «Вести недели» телеканала «Россия 1» – о повышении пенсий и занятости лиц предпенсионного возраста

Статс-секретарь – замминистра Андрей Пудов в эфире программы «Утро России» телеканала «Россия 1» рассказал о законопроекте по повышению пенсионного возраста

Министр Максим Топилин провел рабочую встречу с сербским коллегой Зораном Джорджевичем

Министр Максим Топилин на итоговом заседании коллегии Минтруда России – о ключевых задачах на 2018 год

С 1 апреля 2018 года социальные пенсии будут проиндексированы на 2,9 %

Министр Максим Топилин: Поставлена задача выйти на индексацию пенсий выше инфляции

Министр Максим Топилин в интервью «Комсомольской правде»: Мы даем сигнал бизнесу – надо платить людям достойные зарплаты!

Для лиц, вступивших в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, минимальный размер страховых взносов будет рассчитываться исходя из одного МРОТ

Предлагается проиндексировать социальные пенсии на 2,9 % с 1 апреля 2018 года

Госдума России приняла в I чтении законопроект, упрощающий отчетность граждан – участников программы софинансирования пенсии

Министр Максим Топилин в интервью «Российской газете» рассказал о пенсиях, зарплатах, демографической политике

Министр Максим Топилин в итоговом интервью «Россия 24» рассказал о зарплатах, пенсиях, таргетировании бедности и новых демографических мерах

​Итоги года: пенсионное обеспечение

Министр Максим Топилин – о демографии, пенсиях и заработной плате в программе «Поздняков» на НТВ

Министры труда России и Сербии подписали договор о социальном обеспечении между двумя странами

Министр Максим Топилин поставил задачи перед руководством Пенсионного фонда России

Замминистра Алексей Черкасов: Равные права граждан России и Беларуси в социальной сфере в целом обеспечены

Госдума России одобрила в III чтении законопроект об индексации страховых пенсий неработающим пенсионерам в 2018 году

Госдума России одобрила в III чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год

Приказ Минтруда России № 110 от 1 февраля 2017 г.

Письмо Минтруда России №11-1/10/В-5505 от 8 августа 2016 г.

Приказ Минтруда России №106 от 11 марта 2016 г.

Приказ Минтруда России №316 от 25 мая 2015 г.

Протокол №19 от 21 мая 2015 г.

Приказ Минтруда России №722 от 29 декабря 2014 г.

Соглашение от 8 августа 2014 г.

Приказ Минтруда России № 119 от 3 марта 2014 г.

Приказ Минтруда России № 21 от 20 января 2014 г.

Федеральный закон №424-ФЗ от 28 декабря 2013 г.

Информация от 19 ноября 2013 г.

Информация Минтруда России от 9 августа 2013 года

Проект федерального закона от 4 апреля 2013 г.

Проект федерального закона от 25 марта 2013 г.

Уведомление Минтруда России от 25 марта 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 18 марта 2013 г.

Проект федерального закона от 4 марта 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 27 февраля 2013 г.

Проект федерального закона от 25 февраля 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 19 февраля 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 18 февраля 2013г.

Проект приказа Минтруда России от 13 февраля 2013 г.

Минтруд и ПФР объяснили «лишение» работающих пенсионеров социальных пенсий

Минтруд России подготовил проект приказа, уточняющего порядок выплаты социальных пенсий, в том числе работающим пенсионерам. Проект документа размещен на Федеральном портале нормативных правовых актов. В нем, в частности, говорится о том, что пенсионерам, получающим социальную пенсию, прекращают ее выплату при трудоустройстве. Выдача пенсии возобновляется только после увольнения. Также на социальную пенсию могут рассчитывать молодые люди до 23 лет, которые учатся в иностранном вузе и потеряли кормильца.

Почему работодатели не боятся санкций за увольнения предпенсионеров

Как уточнили «Российской газете» в Минтруде, социальную пенсию по старости уже давно платят только неработающим россиянам, и документ министерства носит технический характер. Он подготовлен для реализации поправок, внесенных в пенсионное законодательство в октябре этого года и во исполнение постановления Конституционного суда России. Тем не менее, многие СМИ передали новость под заголовком «Работающих пенсионеров лишат социальных пенсий», «Минтруд намерен лишить работающих пенсионеров социальных пенсий», и т.п.

В каких странах лучше всего живется пожилым

Позднее в Пенсионном фонде России (ПФР) также заявили ТАСС, что работающие пенсионеры много лет не получают социальную пенсию по старости. Это является нормой действующего федерального закона 2001 года. Социальная пенсия устанавливается тем, кто не приобрел полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. Средний размер социальной пенсии составляет чуть более 9 тыс. руб. По данным ПФР, в России около 3,2 млн человек получают социальную пенсию.

Минтруд пенсия 2018

Правительство приступило к обсуждению параметров и темпов повышения пенсионного возраста. Минфин предлагает повысить пенсионный возраст для мужчин на пять лет, до 65 лет, для женщин — на восемь лет, до 63 лет. Подход Минтруда предполагает увеличение возраста выхода на пенсию для женщин — до 60, а для мужчин — до тех же 65 лет. Об этом РБК сообщили два федеральных чиновника и источник, близкий к правительству.

Разногласия между ведомствами существуют и по вопросу скорости увеличения. Согласно подходу Минфина увеличение пенсионного возраста следует производить на год через каждые шесть месяцев, рассказали собеседники РБК. А в конструкции Минтруда повышать возраст следует на один год за год. Изменение сроков выхода на пенсию может начаться уже с 2019 года, отметили источники.​

Минтруд отказался комментировать тему повышения пенсионного возраста. Как уточнили в Минфине, министерство не направляло в правительство предложения касательно повышения пенсионного возраста. «В настоящий момент в ведомстве просчитываются различные предложения по изменению пенсионной системы, ведется их обсуждение с заинтересованными ведомствами. Реализация рассматриваемых предложений будет направлена на обеспечение более высоких темпов индексации пенсий в соответствии с указом президента от 7 мая 2018 года», — сообщили РБК в пресс-службе Минфина. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

По мнению федерального чиновника, повышение пенсионного возраста должно сопровождаться механизмами смягчения переходного периода. Наиболее распространенная мировая практика — это возможность уйти на пенсию досрочно (например, в 60 лет, когда пенсионный возраст уже будет выше этого), но «заплатив» за это пропорциональным снижением размера пенсий за каждый год досрочного выхода на пенсию, рассуждает собеседник РБК. Кроме того, по его словам, необходимо снизить риск большого перетока пожилых граждан на пенсии по инвалидности и избежать стагнации в занятости молодого поколения, потому что задержка на рынке труда людей старших возрастов еще больше отдалит вступление молодых.

Дожить до пенсии

Сейчас вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%, подсчитали экономисты РАНХиГС. При увеличении возраста выхода на пенсию мужчин даже до 63 лет (а Минфин и Минтруд предлагают больше) вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (и ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии). У российских женщин сегодня больше шансов дожить до пенсионного возраста (92%), и они дольше живут на пенсии (около 26 лет), следовало из расчетов РАНХиГС. При повышении пенсионного возраста женщин до 60 лет показатели России по последнему параметру будут на среднем уровне (между Швецией и Словакией), до 63 лет — станут наихудшими среди развитых стран.

«63 года — это предельная граница для повышения пенсионного возраста для российских мужчин, потому что вероятность дожития до этого возраста крайне низкая и продолжительность периода нахождения на пенсии будет ниже, чем в любой стране, имеющей пенсионную систему», — сказал РБК замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Оптимальным вариантом с точки зрения баланса финансовых и социальных последствий эксперты РАНХиГС считают повышение возраста до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин, а темпы увеличения пенсионного возраста не должны превышать трех—шести месяцев в год.

На пороге решений

Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе выступления в Госдуме в начале мая заявил, что правительство «в самой короткой перспективе» внесет в нижнюю палату парламента свои предложения по повышению пенсионного возраста. В конце апреля премьер-министр указал, что правительство стоит «на пороге того, чтобы начать это обсуждать уже на законодательном уровне». Газета «Коммерсантъ» ранее сообщила, что 17 мая, то есть еще до формального назначения министров, в правительстве состоится совещание по вопросу пенсионной реформы. «Никаких конкретных решений не обсуждалось», — сообщил РБК источник после совещания.

В Госдуме ожидают, что внесение законопроекта может состояться уже в эту весеннюю сессию (продлится до конца июля). «Судя по тому, как ответил Медведев (на вопрос о пенсионном возрасте в Госдуме. — РБК), и судя по тому, что правительство еще не сформировано, но уже и​дут обсуждения и совещания, полагаю, что это вопрос весенней сессии», — сказал РБК глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов.

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина предлагал увеличить пенсионный возраст к 2034 году до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин. Сам экс-министр финансов, выдвинутый Госдумой на пост председателя Счетной палаты, называл одной из своих ошибок как чиновника то, что правительство не подняло пенсионный возраст. По его словам, это «тяжелый и ресурсоемкий вопрос, который нужно решить».

Обсуждение повышения пенсионного возраста идет уже давно. В декабре 2017 года президент Владимир Путин в ходе пресс-конференции говорил, что окончательного решения по вопросу повышения пенсионного возраста не принято. «Это не должно быть никаким шоковым решением, не должно быть разовым. Это должно быть, как во многих странах делается, постепенно и мягко. Или через полгода, либо через год», — подчеркивал глава государства.

Действующие границы пенсионного возраста были установлены еще в начале 1930-х годов, при этом ожидаемая продолжительность жизни россиян с тех пор выросла. В 1926–1927 годах, по данным Росстата, в европейской части РСФСР она составляла 40,2 года у мужчин и 45,6 года — у женщин; в 2018 году, по прогнозу госстатистики, для мужчин и женщин показатель достигнет 72,9 года.

Ключевой параметр пенсионной системы — соотношение численности работников, за которых уплачиваются страховые взносы, и численности пенсионеров. Согласно демографическому прогнозу Росстата, население России будет стареть: в 2018 году доля населения старше действующего пенсионного возраста составит 25,5%, к 2030 году она возрастет до 28,3% (доля трудоспособного населения в те же годы — 56 и 54,3% соответственно).

Разрыв между численностью работников и пенсионеров будет расти из-за сокращения экономически активного населения: убыль трудоспособного населения, по данным Росстата, за период с 2017 по 2030 год составит 4 млн человек. В итоге нагрузка на экономику будет расти, а хотя бы для поддержания текущего размера пенсий нужно будет либо повышать ставку пенсионных взносов, либо увеличивать трансферт ПФР из федерального бюджета. Между тем дефицит бюджета Пенсионного фонда растет уже сейчас: в 2018 году бюджет ПФР будет пересмотрен со 106,6 млрд руб., заложенных в действующем законе о бюджете ПФР, до 256,8 млрд руб., следует из подготовленных Минтрудом поправок к бюджету фонда. Прогнозируемые общие доходы снизятся на 66,7 млрд руб., а общие расходы увеличатся на 83,5 млрд руб.

Когда работающим пенсионерам не платят пенсии

Происходить это должно с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер вышел на работу, уточняется в проекте приказа Минтруда России, размещенном на Федеральном портале нормативных правовых актов.

Выдача пенсии возобновляется после увольнения. Происходить это должно тоже с первого числа месяца, следующего за тем, в котором подано заявление об уходе и документы, подтверждающие факт увольнения. И особо обратим внимание, что речь не идет в данном случае о страховых пенсиях по старости, которые получает большинство россиян.

Назначают социальную пенсию людям, которым не хватило страхового стажа или баллов для назначения страховой пенсии. Социальную пенсию начинают выплачивать через пять лет после наступления пенсионного возраста. И только в том случае, если человек уже не работает. Если же он получил пенсию, а потом трудоустроился, выплата социальной пенсии ему приостанавливается. Зато в проекте приказа говорится, что человеку должны выплачиваться любые положенные пенсии, даже если его признали банкротом.

А также о том, если молодые люди учатся в иностранном вузе и потеряли кормильца, они все равно имеют право на социальную пенсию до достижения ими возраста 23 лет вне зависимости от того, поступили они туда самостоятельно или поехали по направлению в соответствии с международными договорами России.

Как уточнили «РГ» в Минтруде, документ носит технический характер. В пояснительной записке к приказу говорится, что он подготовлен для реализации поправок, внесенных в пенсионное законодательство в октябре этого года и во исполнение постановления Конституционного Суда России.

Дело в том, что социальную пенсию по старости уже много лет платят только неработающим россиянам. Проект приказа Минтруда лишь уточняет некоторые «бюрократические» нюансы. Тоже самое касается правила, по которому люди, признанные банкротами, не лишаются права на пенсию.

Что касается пенсии по потере кормильца для российских студентов иностранных вузов, то Конституционный суд России постановил, что она должна платиться, еще в декабре 2017 года.

Минтруд опроверг данные об изменении формулы расчета пенсий

МОСКВА, 28 сен — РИА Новости. В пресс-службе Министерства труда и социальной защиты опровергли информацию, что со следующего года правительство изменит формулу расчета страховых пенсий. В ведомстве указали, что все нововведения в области пенсий связаны с переменами в законодательстве.

Ранее о возможном изменении формулы расчета страховых пенсий сообщила газета «Ведомости». По мнению собеседников издания, так необхидимо трактовать одну из мер из одобренного кабинетом документа Основные направления деятельности правительства до 2024 года.

В Минтруде подчеркнули, что там речь идет о новом порядке индексации пенсий с 2019 года в соответствии с недавними изменениями в законодательстве.

Эту информацию подтвердили и в секретариате вице-премьера Татьяны Голиковой. Там также отметили, что «формулировка в ОНДП касается нового порядка индексации пенсий с 2019 года в связи с принятыми поправками в законодательство».

Ранее первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что правительство собирается проиндексировать пенсии в 2019 году на семь процентов, то есть выплаты вырастут в реальном выражении даже в том случае, если инфляция превысит прогноз.

Изменения в пенсионном законодательстве

Однако президент Владимир Путин предложил ряд смягчающих мер. В частности, глава государства выступил за возраст выхода на пенсию для женщин в 60 лет, досрочный выход на пенсию для многодетных матерей и введение мер защиты лиц предпенсионного возраста, в том числе повышение пособия по безработице для них и введение ответственности для работодателей за увольнение перед пенсией.

Предложения по изменению пенсионной системы оформили в виде поправок к законопроекту и были внесены президентом на рассмотрение в Госдуму. Накануне депутаты приняли законопроект в третьем чтении.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Минтруда: Авось, безработицы не будет

Из-за пенсионной реформы 7 миллионов россиян могут оказаться выброшенными на улицу

Глава Министерства труда РФ Максим Топилин выразил надежду на то, что пенсионная реформа не приведет к увеличению безработицы. По мнению министра, сейчас самый подходящий момент для повышения пенсионного возраста. Все потому, что в ближайшие годы на рынок труда будет входить меньше людей, чем выходить с него. Правда, прозвучало это заявление не слишком уверенно.

«Мы будем надеяться, что всплеска безработицы не произойдет», — цитирует Топилина ТАСС.

Министр также напомнил, что пособие по безработице увеличено с 1 января 2019 года для граждан предпенсионного возраста до 11 280 рублей. «Такого у нас никогда не было», — добавил он. Для этих целей предусмотрено порядка 13 млрд. рублей.

Напомним, что 27 сентября Государственная Дума в третьем окончательном чтении приняла поправки в пенсионное законодательство, предусматривающие повышение пенсионного возраста с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Также был принят закон, вводящий уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение людей предпенсионного возраста. Для работодателей-нарушителей будет введен штраф в размере до 200 тыс. руб. или до 360 часов общественных работ.

Сегодня в России зафиксирован самый низкий уровень безработицы в новейшей истории. По данным Минтруда, в августе численность официально зарегистрированных безработных снизилась до 684,7 тыс. человек, что является историческим минимумом с 1991 года. По словам Топилина, низкий уровень безработицы связан, в том числе, с дефицитом трудовых ресурсов. Люди, родившиеся во время послевоенного беби-бума, постепенно покидают рынок, им на замену приходит малочисленное поколение 1990-х годов. Для сравнения, еще в конце августа 2017 в нашей стране было зарегистрировано 784,2 тыс., безработных. В 2017 году безработица была на уровне 5,2%.

Введение социальной нормы электропотребления бессмысленно и вредно для экономики

Проблема в том, что все предлагаемые правительством меры могут усилить молодежную безработицу, которая и так уже составляет 18,7% от общего числа. То есть безработным в этой возрастной категории считается почти каждый пятый, тогда как в среднем по стране безработица колеблется возле отметки 5%.

По расчетам издания Forbes, сделанным на основе докладов Росстата и ВШЭ, за первые три года реформы из дополнительных 660 000 человек ежегодно находить работу будут 460 000, а становиться безработными или уходить с рынка труда — 200 000 человек (то есть более 5% от общего числа безработных, которых сейчас около 3,9 млн. человек). Потом численность безработных будет расти быстрее числа занятых. Трудоспособными начнут считаться все более пожилые люди, которым все труднее будет найти работу.

Правда, эти расчеты были сделаны до принятия закона об ответственности за увольнение людей предпенсионного возраста и поправок к реформе. С другой стороны, многие эксперты сомневаются в том, что угроза штрафа окажется эффективной для предприятий. Заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов предполагает, что они только уведут бизнес в тень.

— Мера, запрещающая увольнять людей предпенсионного возраста, странная и может иметь ряд негативных последствий. Подняв пенсионный возраст, правительство переложило бремя содержания людей старше 60−65 лет с государства на предприятия, на бизнес. Теперь предприниматели не смогут ни при каких условиях увольнять людей предпенсионного возраста вне зависимости от того, работают они или нет, выполняют или нет свои должностные обязанности. Раз поставлена задача обеспечить работой экс-пенсионеров, суды будут принимать их сторону в любой ситуации. Доказать, что сотрудник не исполняет свои обязательства, будет очень сложно.

Соответственно, увеличится количество неэффективных работников. Появится проблема ротации кадров, станет намного меньше рабочих мест, куда могли бы прийти молодые высококвалифицированные специалисты. У предпринимателей есть два пути. Либо не брать на работу новых молодых специалистов, либо нести дополнительные расходы на содержание сотрудников в возрасте, которые с точки зрения бизнеса в рабочем процессе приносят меньше пользы.

С точки зрения социальной поддержки это хорошо. Но соцподдержкой все-таки должно заниматься государство, а не частный бизнес, который должен быть эффективным и прибыльным. Его эффективность действует на благо государства, ведь чем больше прибыль, тем больше налогов он платит. Сейчас мы видим странный процесс отказа государства от социальных обязательств, перекладывание ответственности на плечи предпринимателей, что будет еще сильнее стимулировать бизнес уходить в тень.

«СП»: — Почему?

— У нас и так сильно развит теневой сектор. По некоторым исследованиям до трети экономики находится в тени. Такое закручивание гаек никак не стимулирует бизнес работать открыто. Теневое трудоустройство автоматически избавит их от проблем с приемом на работу или увольнением тех или иных сотрудников.

Так что эта мера очень спорная. Она может привести к замедлению экономики, еще большему снижению правовой защищенности сотрудников и неподконтрольности зарплат. Если человек работает в тени, невозможно законодательно отрегулировать снижение зарплаты, увольнение сотрудника и другие финансовые изменения.

Руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России Константин Добромыслов также считает, что опасность роста безработицы намного выше, чем говорят в Минтруде.

— Опасения роста безработицы есть и достаточно серьезные. Если пенсионный возраст не поднимать, ежегодно у нас на пенсию выходило бы около 1 млн. 200 тыс. граждан. Если пересчитать это с учетом пенсионной реформы, получится около семи миллионов человек, которые останутся на рынке труда в связи с тем, что им не будет назначена пенсия. Куда они будут деваться, пока непонятно.

Тенденция к тому, что у нас будут создаваться новые рабочие места, в экономике не прослеживается. Вполне очевидно, что взрослое поколение вряд ли покинет свои рабочие места и перейдет в другое место. Получается, что должности не будут освобождаться. Исчезнет сдвижка по карьерному росту, и молодым будет некуда приходить. Молодое поколение, которое будет попадать на рынок труда после вузов, встретится с трудностями в поисках рабочего места, и это очевидно.

«СП»: — Но, как говорит Топилин, это будет нивелироваться тем, что на рынок выходит относительное малочисленное поколение 90-х…

— Да, но при прогнозировании нужно учитывать не только демографические, но и другие тенденции, например, научно-технический прогресс, цифровизацию экономики. В планах предприятий большинства отраслей мы пока не видим увеличения рабочих мест. Напротив, есть планы по оптимизации производства. Это означает, что будут внедряться новые технологии, автоматизированные рабочие мест, роботизация. То есть будет происходить сокращение рабочих мест.

Все эти составляющие говорят о том, что следует ожидать роста безработицы в связи с пенсионной реформой. А защиты от безработицы, страхования у нас, к сожалению, пока нет. Есть выплата пособий по безработице, но они настолько мизерные, что на них нельзя прожить.

«СП»: — Для граждан предпенсионного возраста пособия будут увеличены до 11 с лишним тысяч рублей, это не поможет исправить ситуацию?

— Эта выплата по безработице актуальна только в тех случаях, когда предприятия будут сокращать рабочие места. Правительство понимает и готово к тому, что с учетом цифровизации бизнес будет сокращать количество рабочих мест. То есть само себе противоречит. С одной стороны, нам говорят, что безработицы не будет, с другой, увеличивают пособия для лиц предпенсионного возраста. Но понятно, что сам человек на пособие пойдет, только если его выгонят, и он не сможет себе назначить пенсию. Продолжение работы — единственный шанс повысить свое благосостояние.

Такая защита — это, конечно, хорошо. Но если смотреть на нее с точки зрения юриспруденции, это дискриминационная статья.

В этом году рост ВВП «незалежной» составит 3,8%, а в РФ — не более 1,9%

«СП»: — Почему?

— А почему такая выплата назначена только людям предпенсионного возраста? Это пособие и так не Бог весть какое большое, это прожиточный минимум. Но людям другого возраста, которых уволят, будут по-прежнему выплачивать по пять тысяч рублей. Это настоящая дискриминация. Что на это скажут международные организации? Да и в Конституции у нас прописано равенство. Так по какому признаку мы одним будем платить больше, а другим меньше? Возникает масса юридических коллизий, которые не так просто решить.

Даже введение уголовной ответственности для работодателей за увольнение лиц предпенсионного возраста — это дискриминационная статья. Ведь у нас и сегодня существуют статьи по дискриминации, они прописаны в Уголовном кодексе. В 136 статье УК РФ написано, что дискриминация в нашей стране недопустима, в том числе по возрасту. Но у нас эти статьи не работают и не применяются. Как правило, уголовное дело возникает не по самой статье, а по связанным с ней материальным статьям, ущемлению материальных интересов. Это еще одна проблема, которую нужно решать.

«СП»: — Сейчас в нашей стране минимальная безработица. Может, ее рост — не такая большая проблема?

— Может быть, для экономики это небольшая проблема. Но по Конституции у нас социальное государство. Мы должны не допустить, чтобы человек остался без средств существования. Большинство наших граждан — наемные работники. От заработной платы зависит их жизнь, так как других источников доходов нет.

Хорошо, что сегодня низкий уровень безработицы. Но это не говорит о том, что люди, которые остались без работы, находятся в хорошем состоянии. При развитых технологиях то количество рабочей силы, которое сегодня есть в стране, будет избыточным.

Если современная экономика начинает работать правильно, достаточно 20−30% трудоспособного населения, чтобы закрыть потребности остального неработающего населения. Но тогда возникает вопрос о том, как перераспределить национальное богатство между неработающими людьми. Это переход к совершенно другому обществу, где труд — не бремя, а почетная обязанность и нужно доказывать, что ты достоин работать. Но тогда где занять остальную часть населения?

Большое количество безработных опасно для общества. Это и спад здоровья населения, и криминогенная среда, и другие негативные явления.