Экспертиза учебников портал

Регион РФ: Москва

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Интернет-портал «NetEdu» является образовательным ресурсом дополнительного образования и профессионально ориентированного самообразования, адресованным руководителям и преподавателям образовательных учреждений (прежде всего, системы общего образования), а также специалистам методических служб. Он может быть полезен студентам педагогических вузов и колледжей, а также родителям школьников. Образовательный портал представляет собой инициативный проект, который создан на основе преобразования и дальнейшего развития портала «Общественно-государственная экспертиза учебников». Деятельность портала обеспечивается проектной группой — координационным советом портала, при поддержке Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования

экспертиза учебников, федеральный перечень учебников, издание учебников

Проведение экспертизы учебников регламентируется следующими документами:

  • Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, который включает в себя следующие формы:
    • Форма научной экспертизы[ 31Kb]
    • Форма общественной экспертизы[ 34Kb]
    • Форма педагогической экспертизы последнее[ 39Kb]
    • Форма этнокультурной и региональной экспертизы[ 30Kb]
    • Форма научной историко-культурной экспертизы[ 33Kb]

Прежде чем учебник попадет в федеральный перечень, нужно чтобы его одобрил целый ряд экспертов, и для этого проводится серия экспертиз: научная, научная историко-культурная (для учебников истории России), педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная. Каждая экспертиза рассматривает учебник со своей точки зрения.

На экспертизу принимаются учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии, представленные в печатной и электронной форме (с инструкцией по установке, настройке и использованию электронной формы учебника), а также имеющие методическое пособие для учителя.

Научная, научная историко-культурная (для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной, научной историко-культурной (для учебников истории Россиии) и педагогической экспертиз.

Научная экспертиза

Научная экспертиза дает оценку содержанию учебника, проверяет его соответствие ФГОС данной конкретной области знаний и уровню образования. В частности, проверяется, представлены ли в учебнике ключевые теории, идеи, понятия и факты данной области знаний необходимые для данного уровня общего образования; отражены ли соответствующие методы научного познания; отсутствуют ли недостоверные факты; отвечает ли наименование учебника наименованию учебного предмета или предметной области. Учебник должен содержать сведения о достижениях современной науки, техники и технологий в предметной области и способствовать формированию интереса к изучению предмета; все иллюстрации должны соответствовать тексту и дополнять его.

Научная историко-культурная экспертиза

Проверяет учебник на соответствие концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, как изложение материала отражает понимание истории России, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире, а также как содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.

Педагогическая экспертиза

Педагогическая экспертиза оценивает педагогические свойства издания и проверяет, прежде всего, является ли издание учебником; не противоречит ли его содержание Конституции РФ и федеральному законодательству; соответствует ли его наименование наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС данного уровня общего образования, а также принадлежит ли учебник к завершенной предметной линии (системе учебников), т.е. будет ли обеспечена преемственность в изложении материала.

Содержание учебника должно обеспечивать формирование личностных и предметных результатов, навыков самооценки и самоанализа учащихся, повышать мотивацию к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, обеспечивать системный подход в обучении в соответствии с требованиями ФГОС для конкретного уровня образования. Структура учебника должна быть системна и последовательна, текст и иллюстрации – разнообразны, язык – понятен и ориентирован на возраст учащихся. Изложение должно соответствовать нормам современного русского языка (государственных языков республик, языков народов Российской Федерации). Ошибки и опечатки в учебнике недопустимы.

Структура и содержание методического пособия для учителя должно соответствовать структуре и содержанию учебника.

Общественная экспертиза

Общественная экспертиза дает оценку потребительским свойствам издания: качество бумаги, художественное оформление, формат, цветовое решение, практичность, эстетичность и информативность обложки и издания в целом, разнообразие и качество иллюстраций, их соответствие содержанию учебника, отсутствие необходимости делать задание прямо в учебнике, объем материала и удобство работы с книгой. Учебник должен воспитывать и способствовать развитию личности, создавать условия для самоопределения и социализации ученика на основе принятых в обществе правил и норм поведения, социокультурных и духовно-нравственных ценностей, в интересах человека, семьи, государства и общества.

При повторном включении учебника в федеральный перечень общественная экспертиза проверяет его использование в учебном процессе.

Региональная и этнокультурная экспертиза

Региональная и этнокультурная экспертиза оценивают качество учебников для обучения на родном (не русском) языке, или учебников, предназначенных для изучения родного языка и национальной культуры.

Положительное заключение гарантирует, что учебник обеспечивает реализацию права на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, включая изучение родной литературы народов России; что язык учебника соответствует современному литературному языку данного народа; что в учебнике есть достаточно материала из истории и культурного наследия региона; что содержание учебника отражает многообразие и единство национальных культур и народов России.

Процедура проведения экспертизы

Экспертизу заказывает правообладатель (автор, организация или частное лицо, которому принадлежат права на учебник), самостоятельно выбирая экспертные организации из тех, кто вправе оказывать такие услуги. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов.

Научную и педагогическую экспертизы праве проводить организации, в чьих уставах эти полномочия закреплены решением Правительства Российской Федерации (Российская академия наук и Российская академия образования).

Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, и в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников должны участвовать «уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (преимущественно местные министерства образования).

Информация об экспертных организациях

Название экспертной организации

Контактные данные об организации

Должностные лица, ответственные за проведение экспертизы учебников в экспертной организации

Регламент проведения экспертизы учебников

Некоммерческое партнерство » Лига образования »
(сокращённое наименование: НП «Лига образования»)

http://eleague.ru/
тел.: +7 (499) 502-17-22
эл.почта: mail@eleague.ru
адрес: 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 88

Базеева Виктория Витальевна, исполнительный директор НП «Лига образования»;
Кувшинов Сергей Викторович, вице-президент НП «Лига образования»;
Марихина Валентина Павловна, член НП «Лига образования»

Порядок проведения общественной экспертизы учебников
Приложение №1 к Порядку проведения общественной экспертизы учебников

Некоммерческое партнерство » Российский книжный союз »
(сокращённое наименование: НП «РКС»)

http://www.bookunion.ru/
тел.: +7 (495) 688-14-38, +7 (925) 100-11-42
факс: +7 (495) 688-97-64
эл.почта: inforks@bookunion.ru
адрес: 127018, Москва, ул. Октябрьская, д. 4, стр. 2, офис 217

Старостина Елена Геннадьевна, исполнительный директор РКС

Регламент проведения общественной экспертизы учебников

Русская школьная библиотечная ассоциация
(сокращённое наименование: РШБА)

http://rusla.ru/rsba/
тел./факс: +7 (495) 280-18-51;
тел. +7 (903) 615-90-36
эл.почта: rusla@rusla.ru
адрес: 119017, г. Москва, Б.Толмачевский пер., д. 3, к. 29

Плотников Андрей Борисович, исполнительный директор РШБА;
Седунова Алиса Павловна, зам.исполнительного директора РШБА

Регламент проведения общественной экспертизы учебников и учебных пособий

Федеральное государственное бюджетное учреждение » Российская академия образования »
(сокращённое наименование: РАО)

http://rusacademedu.ru/main
тел.: +7 (499) 245-16-41;
факс: +7 (499) 248-69-69
эл.почта: mail@raop.ru
адрес: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8

Регламент проведения педагогической экспертизы учебников
Регламент проведения научной экспертизы учебников

Центр ИТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)

Кузнецов Дмитрий Владимирович, руководитель экспертного направления «Информационное общество»

Регламент проведения научной и педагогической экспертизы учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Регламент проведения педагогической экспертизы электронных форм учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук»

www.ras.ru
Адрес: 119991, Москва, Ленинский пр-т, д. 14
Тел: 8-(499)-237-96-14
e-mail: sidor@presidium.ras.ru

Сидоренко Сергей Викторович

В целях обеспечения конфиденциальности список экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы учебников в 2015 г., будет опубликован после завершения работы экспертов.

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Усовершенствована система экспертизы школьных учебников – Васильева

Министр образования и наук России Ольга Васильева заявила, что усовершенствована система экспертизы школьных учебников, сообщает ТАСС.

Об этом глава Минобрнауки России заявила на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

«Президент дал нам поручение, мы его фактически выполнили. В чем новшество. Остается общественная и научная экспертиза, но Минобрнауки оставляет за собой право обратиться к любому экспертному органу или любому эксперту, если покажется, что в учебнике есть какие-то спорные моменты», — сказала Васильева.

Президент РФ Владимир Путин по итогам «Прямой линии» 2017 года дал поручение Минобрнауки до 1 сентября 2017 года представить предложения по повышению качества экспертизы учебников.

Обновлять учебники требуется на регулярной основе. Президент также отметил необходимость разработки и применения базовых учебников при реализации образовательных программ.

Экспертиза учебников портал

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНИКОВ

РНПЦ «Учебник» МОН РК сообщает, что на портале «Общественная оценка» размещены учебники для 4, 9, 10 классов, проходящие в данное время государственную экспертизу.

Данный портал создан в целях учета мнений и предложений широкой родительской и педагогической общественности по качеству учебной литературы. Вы можете оставить свои комментарии (замечания) и предложения, направленные на улучшение их качества и содержания.

Ответы Л.Г.Петерсон на вопросы портала «Сетевое образование. Экспертиза. Учебники» — netedu.ru

Уважаемая Ника Олеговна!

Наша программа существует уже более 35 лет, и за это время, естественно, мы внимательнейшим образом изучили плюсы и риски своей программы.

Плюсов много, именно поэтому программа получила значительное распространение (причем не только в России, но и за рубежом) без какого бы то ни было продвижения «сверху» (не сомневаюсь, что Вы как специалист муниципалитета можете это подтвердить). Главный плюс — это её высокая результативность, причём не только в ЗУН, но и в тех показателях, которые выдвинуты сегодня как приоритеты ФГОС. В том числе, высокий познавательный интерес детей, развитие у них познавательных процессов, самостоятельности, мотивации к учению, способностей к рефлексивной самоорганизации и многое другое.

Но речь сейчас не плюсах, а о рисках. Основным риском является недостаточная подготовка учителей, методистов, управленцев к реализации системно-деятельностного подхода, много лет назад положенного в основу нашей программы, а сегодня – в основу ФГОС.

Вы, конечно, понимаете, что изменение парадигмы образования, которое предполагает ФГОС, это не пустые слова, а изменение мировоззрения педагога, его метода и принципов работы, технологий, методик. К сожалению, сегодня далеко не все это осознали, тем более, не все готовы к такому саомизменению, и уж тем более, не все прошли необходимую подготовку. Возникающие вопросы обычно достаточно быстро снимаются при знакомстве с предложенной нами системой работы. Как сказала мне одна учительница в далеком 91-м году при более подробном знакомстве с программой, а при первоначальном просмотре учебников — оценившая её резко негативно, «ну, если детей ТАК учить, то, конечно, они будут это знать».

На Ваш вопрос ответ тоже простой. Дело в том, что программа принципиально не предполагает, что в головы детей кто-то что-то ВПИХИВАЕТ. Деятельностный метод – это новый педагогический инструмент, который позволяет организовать самостоятельное движение детей вперед в своем темпе и на своем уровне трудности. Создается ситуация, о которой образно говорил В.Ф. Шаталов: если огурец положить в рассол, то хочет он или не хочет, через 3 дня будет солёный. Практика показала, что «рассол» (то есть учебники, технологии, методики) с задачей высокого качества современного образования хорошо справляется. Но «рассол» надо научиться готовить. А то ведь огурцы можно и испортить.

Ситуация, которую Вы описываете, очевидно, недопустима. Причина понятна — учитель, возможно, из лучших побуждений, но где-то не включает способы работы, заложенные в программе. Например, невооруженным глазом видно, что здесь нарушены сразу 5 (из семи) дидактических принципов, которые исключают подобную ситуацию и которые технологически и методически в программе обеспеыены — это принципы психологической комфортности, минимакса, творчества, вариативности. И здесь два выхода — либо подготовить учителя, либо перейти на другую программу, по которой он готов работать.

Чтобы минимизировать риски, мы последние 17 лет создаем систему качественной подготовки педагогов всех уровней. И сегодня такая система создана на базе АПК и ППРО. Это и многоуровневая система курсов повышения квалификации для всех категорий работников образования – воспитателей, учителей, завучей, методистов, директоров, управленцев. Это и выездные, и дистанционные курсы.

Мы также поняли, что одними курсами повышения квалификации при освоении деятельностного метода обучения дело не может ограничиться – нужна система методического сопровождения учителя в школе и в своём регионе в удобном для него режиме. За последние 6 лет мы накопили опыт построения таких школьных и региональных моделей.

В настоящее время наша экспериментальная площадка включает около 250 образовательных учреждений в 38 субъектах России. Приглашаем к сотрудничеству Таганрог.

Наш телефон: (495) 7978977,

По вопросам сотрудничества с регионами спросить Туркину Людмилу Васильевну, Петелину Наталью Николаевну.

В конце мая в нашем Центре СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО состоятся разнообразные курсы.

Более подробную информацию о программе и курсах повышения квалификации можно узнать на нашем сайте www.sch2000.ru.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП «Школа 2000. «

Каталог учебников

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний». Каталог изданий. Сотрудничество с авторами.

Список издательств, выпускающих школьные учебники

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации является совещательным органом Минобрнауки России

Возможность стать участником общественной экспертизы учебников. Форумы, консультации, федеральные перечни учебников.

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

В рубрике ФСИОР (Федеральная система информационных образовательных ресурсов) подобраны ссылки по большинству открытых для всех школ ЦОР к урокам, размещенных на федеральных порталах и государственных коллекциях!

Эти ресурсы создавались по государственному заказу специально для открытого доступа всех школ России за период целевых Программ информатизации Российского образования (2001-2010 годы).

Мы будем постоянно обновлять и накапливать эти ссылки.

Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

В рамках направления «Информационные технологии» ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» сопровождает и развивает систему федеральных образовательных Интернет-порталов и Интернет-хранилищ информационных ресурсов для общего и профессионального образования

Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты

Портал «Российское образование» был создан в 2002 году в рамках проекта «Создание первой очереди системы федеральных образовательных порталов» ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005 годы) — (ФЦП РЕОИС).

Основные информационные разделы портала «Российское образование»:

  • Каталог образовательных интернет-ресурсов (атрибутно-контекстный поиск, более 40 тысяч карточек)
  • Электронный архив нормативных документов федеральных органов управления образованием (приказы, письма, решения с 1996 года, более 17 тысяч документов, атрибутно-контекстный поиск, перекрестные ссылки)
  • Электронный архив государственных образовательных стандартов
    • общее образование (файлы стандарта, типовые программы предметов)
    • профессиональное образование
      • начальное (перечень профессий, файлы стандартов)
      • среднее (перечень специальностей, файлы стандартов)
      • высшее (перечень специальностей, файлы стандартов и примерных учебных планов, файлы типовых программ учебных дисциплин, учебно-методические объединения вузов)
      • послевузовское (программы кандидатских миниммов,паспорты научных специальностей)
  • Картографический сервис (масштабируемые учебные карты России и мира)
  • Базы данных учреждений (контактная информация, государственная аккредитация, специальности подготовки, контингент студентов)
    • среднего профессионального образования
    • высшего образования
  • Мероприятия системы образования (конференции, семинары, выставки)
  • Дистанционное обучение
  • Полнотекстовая библиотека (научные и методические полнотекстовые материалы)
  • Глоссарий

Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

  • Главная страница
  • Единый каталог образовательных интернет-ресурсов (более 40 тысяч карточек)
  • Полнотекстовая учебно-методическая библиотека (более 17 тысяч материалов)
  • Образовательные порталы (федеральные и региональные порталы, органы управления образованием)
  • Новости системы образования

Научно-
образовательный
портал IQ

В федеральном перечне российских учебников на 2008-2009 годы останутся только учебники, прошедшие строгий отбор экспертных организаций, сообщил директор департамента государственной политики и нормативно-правового обеспечения в сфере образования и науки Минобрнауки РФ Исаак Калина.

С этого года содержание всех российских учебников изучают экспертные советы Российской академии наук и Российской академии образования, сказал Калина в среду на пресс-конференции.

«Это залог того, что качество учебников будет полностью соответствовать взглядам представителей науки», — считает Калина. Он сообщил, что в качестве общественных экспертов для отбора учебников уже привлекаются учителя, победители нацпроектов.

По его словам, с такой идеей выступили ведущие академии страны. «Ученые Российской академии наук, которые проводят экспертизу учебников, убедились, что по каждому предмету представлено не менее 5 учебников. Соответственно выбрать педагогу один — довольно сложно», — подчеркнул Калина. «Конкурс поможет педагогам в выборе нужного учебника», — сказал специалист, отметив, что никаких запретов на использование других учебных пособий из федерального перечня быть не должно.

В настоящее время в перечне числится 1,3 тыс учебников. Наибольшее количество — по иностранному языку, математике и русскому языку. Калина уверен, что «насильственно сокращать перечень — нельзя, должна быть вариативность». «Каждый учитель должен иметь право выбора. Другой вопрос, что все учебники из перечня должны отвечать высоким стандартам качества», — уверен он.

Так как федеральный перечень на 2007 учебный год был опубликован год назад, то часть учебников попала в него на основании старых правил, сообщила начальник отдела федеральных перечней учебной литературы Минобрнауки Светлана Тетерина.

По ее словам, в 2007 году на экспертизу заявлено около 700 учебников, большая часть из них — это пособия по иностранному и русскому языкам и математике. Федеральный перечень учебников на 2008-09 годы 1 ноября будет передан Минобрнауки РФ и до конца года утвержден.

По словам ученого секретаря экспертной комиссии РАН Сергея Сидоренко, сейчас в академии содержание школьных учебников оценивают более 200 экспертов. В 2006 году одобрение ученых получили только 20% учебников, а некоторые дорабатывались по три раза.

«Но могу сказать, что качество учебников стало лучше, раньше попадались такие макеты, где даже запятые не были проставлены», — отметил Сидоренко.

По мнению чиновников и экспертов, современный учебник должен отвечать запросам времени. Учебное пособие должно быть написано на основе четкой научной концепции и соответствовать государственным образовательным стандартам.

Как заявил Исаак Калина, содержание российских учебников по всем предметам должно быть на 100% отечественным. Он пояснил, что «иностранные учебники могут подходить только для изучения иностранных языков, да и то с учетом русского характера и особенностей менталитета лучше основываться на отечественных пособиях».

Особое внимание, по мнению директора департамента, следует уделить учебникам истории. «В настоящее время спекуляции иностранцев на тему изложения истории встречаются повсеместно», – отметил он.

По данным департамента, в настоящее время в федеральном перечне учебников 48% еще не прошли экспертизу. Однако к 2008–2009 учебному году абсолютно все учебники будут отвечать самым высоким категориям качества.

Эксперты РАН отмечают, что больше всего ошибок в учебниках по математике, русскому языку и физике. Ошибки бывают методологические, логические и, безусловно, орфографические. По данным комиссии РАН по анализу и экспертизе учебной литературы, в одном из учебников математики были обнаружены 54 ошибки.

За три года с начала первой научной экспертизы учебника число издательств сократилось на треть из-за высоких требований экспертного совета, отметил Калина. Кроме того, с 1 сентября вступают в силу поправки в федеральный закон, которые ужесточают требования к издательствам, которые занимаются выпуском учебников для федерального перечня. Федеральный перечень учебников, по мнению чиновника, сократится естественным путем.

По его словам, ученые выступили с инициативой проводить конкурсы для выбора лучших учебников для того, чтобы помочь учителям выбрать учебное пособие. «Но они могут выбрать и любой другой учебник в федеральном перечне», — добавил директор департамента госполитики Минобрнауки РФ.

Экспертиза учебников портал















Экологическое проектирование и экспертиза. Учебник. Дьяконов К.Н., Дончева А.В.

УДК 574
ББК 20.1
Д 93

Дьяконов К.Н., Дончева А.В.
Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов/К.Н. Дьяконов, А.В. Дончева. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 384 с.

В учебнике охарактеризованы основные понятия, методы, методология, принципы, нормативно-правовая база, объекты экологического проектирования и экспертизы. Рассмотрены методы составления оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду (ОВОС), национальная процедура, состав проектной документации. Изложена специфика экологического обоснования проектов основных производств. Значительное внимание уделено влиянию существующих инженерно-технических объектов на окружающую среду. Показана взаимосвязь принципов проектирования и экспертизы. Освещены принципы и процедура проведения государственной экологической экспертизы проектов. Даны примеры экспертизы крупных проектов.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям география, экология, природопользование и геоэкология. Он может быть рекомендован и полезен студентам, магистрам и аспирантам, изучающим науки о Земле, а также специалистам в области экологического проектирования и экспертизы.

Цена книги при покупке:
-в офисе 145 руб.
-почтовым отправлением 190 руб.