Главы субъектов рф полномочия

Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия

Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Он избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются:

политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии.

в порядке самовыдвижения.

В субъектах РФ, в которых не имеется избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов или избранных на муниципальных выборах глав внутригородских муниципальных образований, поддержка кандидата осуществляется депутатами законодательных органов указанных муниципальных образований.

Выборы высшего должностного лица субъекта РФ проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления)- они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Полномочия Высшего должностного лица субъекта РФ:

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

г) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

д) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному органу государственной власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

е) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

ж) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти;

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации:

1.разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

2. осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

3. разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

4. обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный орган государственной власти;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам, а также вправе обратиться в суд;

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия

До 2005 г. высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) избиралось гражданами, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Однако в конце 2004 г. положение претерпело существенные изменения. Принятый 11 декабря 2004 г. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил, что гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ.

В случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти, решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принимается на совместном заседании палат.

Законом установлено, что предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом в законодательный орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица. Кандидатура должна быть рассмотрена в течение 14 дней.

В случае отклонения представленной кандидатуры Президентом не позднее 7 дней повторно вносится предложение о кандидатуре. При двукратном отклонении представленной кандидатуры Президент назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, но не более чем на 6 месяцев. Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица не имеет права распускать, законодательный орган субъекта РФ, вносить предложения об изменении конституции (устава).

Законом допускается отрешение высшего должностного лица от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в связи с выраженным этому лицу недоверием законодательным органом субъекта РФ.

Высшим должностным лицом может стать гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может быть одновременно депутатом законодательного органа, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Высшее должностное лицо обретает полномочия на срок не более 5 лет и не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо:

1) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправлении и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

2) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснованием или с предложением об изменениях и дополнениях;

3) формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ;

4) имеет право участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса;

5) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

При ненадлежащем исполнении своих обязанностей полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно. Решение об этом принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ. В случае вынесения законодательным органом недоверия высшему должностному лицу решение об этом направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица от должности.

Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей высшего должностного лица доводится до сведения законодательного органа. При этом высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Справка

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы», сообщила 28 сентября пресс-служба Кремля.

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Механизм назначения губернаторов, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) сводился к тому, что глава региона по окончании срока своих полномочий ставил перед президентом вопрос о доверии, после чего президент вносил его кандидатуру, либо, в случае оказания ему «недоверия», своего кандидата на рассмотрение регионального парламента для его утверждения.

Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.

23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.

Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.

17 декабря 2009 года был принят Федеральный закон N 319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О политических партиях» (принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года).

Устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора (ранее — 90 дней). При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ранее — 100 дней).

Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней (ранее — не более 30 дней) со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней (ранее — 30 дней).

Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

Если в отношении губернаторов федеральный Центр устанавливает новые правила назначения, то в отношении мэров введена новая процедура «удаления в отставку». Она подробно описывается изменениях в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступивших в силу 24 мая 2009 года. «Удалить» мэра могут депутаты представительного органа власти не менее чем двумя третями голосов. Инициатива может исходить как от самих народных избранников, так и от губернатора. При этом участие главы региона в процедуре снятия мэра предполагается в любом случае — в законе сказано, что «рассмотрение инициативы депутатов об «удалении» мэра в отставку должно проходить с учетом мнения губернатора».

Есть три основания для отставки: «действия или бездействие» мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (ст.ст. 6 — 8)

Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Последние новости

Выборы глав субъектов Российской Федерации проводились с 1991 по 2005 год. В период с 2005 по 2011 год выборы главы субъекта РФ были непрямыми – глава субъекта утверждался законодательным органом по предложению президента России. С 2012 года возвращены прямые выборы глав субъектов Российской Федерации.

Официальное название

В 1999 году в новом законе был закреплен термин «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации».

Однако неофициально данные выборы называются по-разному. Выборы главы исполнительной власти, губернаторские выборы – или просто: выборы главы.

Кроме того, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в разные периоды времени и в разных регионах называлось по-разному: президент республики, глава республики, губернатор края или области, председатель правительства субъекта РФ, глава администрации, губернатор.

История изменения законодательства

После развала СССР, в период с 1991 по 1996 год, выборы глав субъектов Российской Федерации проводились не во всех регионах. В большинстве регионов высшие должностные лица назначались президентом.

В 1996 году Конституционный суд России рассмотрел запрос губернатора Алтайского края и признал, что глава администрации должен избираться народом, а не назначаться Законодательным собранием. В Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации было включено положение о необходимости завершения выборов глав во всех субъектах Российской Федерации до конца 1996 года.

С 1996 по 2004 год выборы проводились во всех субъектах РФ.

В 2004 году по инициативе президента РФ Владимира Путина был разработан и в декабре того же года подписан новый закон о порядке наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Согласно новому закону, глава утверждался законодательным органом субъекта РФ, кандидатуру предлагал Президент РФ. Последние прямые выборы главы субъекта РФ состоялись в Ненецком автономном округе в январе 2005 года.

В 2012 году по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева был принят новый федеральный закон, возвращающий прямые выборы глав субъектов РФ. Согласно новому закону, прямые выборы должны состояться по истечении срока полномочий действующих глав субъектов РФ.

Прямые выборы в 2012 году

Первые прямые выборы должны были пройти в тех субъектах РФ, где срок полномочий действующих высших должностных лиц истекал с 1 июня по 31 декабря 2012 года.

После многолетнего перерыва 14 октября состоялись прямые выборы главы субъекта Российской Федерации в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях.

Примечательно, что везде были переизбраны действующие губернаторы.

Изменения в 2013 году

2 апреля 2013 года президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому субъекты РФ могут выбрать один из двух вариантов процедуры избрания главы субъекта Российской Федерации.

Первый вариант – избирать главу субъекта РФ всенародным голосованием, второй вариант – глава субъекта РФ определяется местным парламентом.

На данный момент два субъекта Российской Федерации – Ингушетия и Дагестан – отказались от прямых выборов.

Выборы глав субъектов РФ в 2013 году

В единый день голосования 8 сентября должны были состояться выборы высшего должностного лица в девяти субъектах РФ. Два субъекта РФ отказались от прямых выборов.

Прямые выборы пройдут только в семи субъектах РФ:

  • Московская область – выборы губернатора Московской области
  • Республика Хакасия – выборы главы Республики Хакасия
  • Магаданская область – выборы губернатора Магаданской области
  • Владимирская область – выборы губернатора Владимирской области
  • Забайкальский край – выборы губернатора Забайкальского края
  • Хабаровский край – выборы губернатора Хабаровского края
  • Чукотский автономный округ – выборы губернатора Чукотского автономного округа

Законодательство о выборах глав субъектов РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 сентября 2017 г. в России состоится единый день голосования — законодательно установленная дата выборов разных уровней.

В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы руководителей регионов, в шести — депутатов региональных законодательных органов. Кроме того, в Адыгее главу региона изберут депутаты республиканского парламента. По всей России в общей сложности состоится порядка 5,8 тыс. выборов различных уровней, включая 230 местных референдумов. В этот же день пройдут довыборы депутатов Госдумы по двум избирательным округам.

В настоящее время прямой порядок выборов применяется в 75 российских регионах. Глав остальных десяти субъектов Федерации — республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик, а также Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов — избирают местные парламенты.

Порядок избрания глав регионов

Выборы высших должностных лиц субъектов РФ проводятся в соответствии с федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также уставами (конституциями) регионов и местными законами о выборах.

Глава региона избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта, или депутатами местного парламента на срок не более пяти лет и не может занимать должность более двух сроков подряд. При этом первым считается срок, на который губернатор был избран после вступления в силу закона о возврате прямых выборов 1 июня 2012 г. Срок полномочий главы субъекта РФ определяется уставом региона и исчисляется со дня вступления в должность.

Глава субъекта, осуществлявший свои полномочия не менее одного года, может добровольно уйти в отставку, чтобы с согласия главы государства участвовать в губернаторских выборах на новый срок. Выборы проводятся в единый день голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Требования к кандидатам

Кандидатом в губернаторы может стать гражданин России, достигший 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом и не имеющий гражданства другого государства. Баллотироваться на пост главы региона могут претенденты, выдвинутые политическими партиями, а также самовыдвиженцы (если это предусмотрено законодательством региона).

Для регистрации кандидатам необходимо собрать подписи от 5% до 10% муниципальных депутатов и глав муниципальных образований (так называемый муниципальный фильтр, установленный региональным законодательством). При этом каждый депутат может поставить подпись только за одного кандидата. Самовыдвиженцам также необходимо собрать в свою поддержку от 0,5% до 2% подписей избирателей.

Кандидат на должность главы региона в ходе избирательной кампании представляет трех претендентов на пост члена Совета Федерации. Если он будет избран руководителем субъекта Федерации, один из предложенных им кандидатов займет место сенатора в верхней палате российского парламента от исполнительной власти региона.

Определение результатов выборов

Избранным на должность руководителя субъекта РФ считается кандидат, получивший в свою поддержку более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порог явки не предусмотрен.

В случае когда главу региона избирают депутаты местного законодательного органа власти, избранным считается претендент, за которого отдало голоса большинство членов регионального парламента.

СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ(НА ПРИМЕРЕ СКФО)

Демократичность и эффективность функционирования государственного механизма в государстве в целом во многом обусловлены оптимизацией способа формирования региональных органов законодательной и исполнительной власти, в частности, высшего должностного лица субъекта РФ.

Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации имеет институциональное значение, слагающееся из нормативного определения продолжительности сроков нахождения на занимаемой должности, как в общем, так и сокращенном режиме. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не всегда может совпадать с фактическим его пребыванием во власти, и это обстоятельство требует научного определения срока полномочий, его временных параметров и юридических пределов [10. С. 18].

Несоблюдение законодательных сроков пребывания у власти выборных должностных лиц, которое имеет место в конституционной практике России и ее субъектов, является прямым нарушением гарантии прав граждан участвовать в демократических выборах, и приводят к отступлениям от законных выборных процедур.

В отечественной правовой науке тщательному анализу подвергнут конституционный статус высшего должностного лица Российской Федерации, однако вопрос сроков его полномочий не получил широкого освещения в юридической науке. Тем не менее, легитимные сроки пребывания у власти высших должностных лиц субъектов Российской Федерации составляют правовую базу его должностного статуса с гарантированием его полномочий в течение определенного, установленного законом срока. Сроки легислатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации непосредственно связываются с организацией всей региональной деятельности с требованием возобновляемости выборных институтов в легитимном составе[9. С. 54].

Юридическая практика выявляет множество коллизий, связанных со сроками полномочий высших должностных лиц субъектов Федерации, что препятствует своевременному и легальному возобновлению его деятельности.

Конкретный срок полномочий (легислатуры) главы субъекта Федерации является предметом исключительного ведения субъектов РФ, определяясь в их конституционном законодательстве. В настоящее время во всех субъектах этот срок составляет 5 лет. Интерес представляет вопрос начала и окончания сроков легислатуры высшего должностного лица субъекта Федерации.

Новая редакция Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [2]в части установления исходного срока полномочий высшего должностного лица характеризуется противоречивостью. Согласно п. 5 ст. 18 указанного закона в редакции 02.05.2012 г. срок полномочий, который не может превышать двух сроков подряд иисчисляется со дня его вступления в должность. При этом, вступая в должность, новый глава субъекта Федерации приносит присягу[8.С. 12]. Тем самым вступление в должность сопрягается с принесением присяги (п. 5.1 ст. 18 Закона). Тем самым мы видим, что отсчет сроков полномочий начинается со вступлением его в должность вместе с принесением присяги. Сроки вступления в должность не оговариваются и практическом плане могут быть самыми различными, что может привести к превышению таковых.

Законодательство не определяет срок вступления в должность главы субъекта РФ, оставляя это на усмотрение самих субъектов РФ.

Однако проблема состоит в том, что конституции и уставы субъектов РФ определяют этот срок лишь в редких случаях и по-разному.

Согласно ст. 82 Конституции Республики Северная Осетия-Алания ее Глававступает в должность на десятый день после избрания посредством принесения присяги [6].

Согласно ст. 70 закона Республики Ингушетии «О выборах главы Республики Ингушетия», Глава Республики Ингушетия, избранный в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия, настоящим Законом, вступает в должность в порядке и сроки, установленные Конституцией Республики Ингушетия [7].

Согласно ст. 71 Конституции Республики ИнгушетияГлава приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой Республики Ингушетия[4].

Согласно ст. 77 Конституции Дагестана Глава Республики вступает в должность с момента принесения им присяги и прекращает исполнение своих полномочий с момента принесения присяги лицом, вновь избранным Главой Республики [3].

Согласно ст. 88Конституции Карабдино-Балкарской Республики ее Глава приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока полномочий [5].

В то же время губернатор Ставропольского края вступает в должность на следующий день по истечении пяти лет со дня вступления в должность Губернатора Ставропольского края, избранного на предыдущих выборах Губернатора Ставропольского края (наделенного Думой Ставропольского края полномочиями Губернатора Ставропольского края по представлению Президента Российской Федерации), а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения пяти летсо дня вступления в должность Губернатора Ставропольского края, избранного на предыдущих выборах Губернатора Ставропольского края (наделенного Думой Ставропольского края полномочиями Губернатора Ставропольского края по представлению Президента Российской Федерации), назначены повторные выборы Губернатора Ставропольского края, -на десятый день после дня официального опубликования избирательной комиссией Ставропольского края результатов выборов Губернатора Ставропольского края (ст. 5 закона о губернаторе Ставропольского края).

Мы видим, что законодательство субъектов Северо-Кавказского федерального округа, помимо разнобоя в определении сроков вступления в должность высшего должностного лица субъекта Федерации, тем не менее, придерживается обязательного вступления в должность после принесения присяги. Возникает вопрос о сроках вступления в должность главы администрации после избрания высшего должностного лица субъекта Федерации, поскольку даже сроки вступления в должность Президента РФ не определены, за исключением досрочной президентской вакансии.

Согласно ст. 82 Закона о выборах Президента РФ, тот вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации [1].

Таким образом, отсутствие сроков вступления в должность Президента России позволяет произвольно определять время вступления должность такового.

В то же время утративший силу закон «О выборах Президента Российской Федерации»от 1995 года предусматривал вступление в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации.Видимо тот же срок следует предусмотреть также при вступлении высшего должностного лица субъекта Федерации. Однако предварительно следует этот же период времени обозначить в законе о выборах Президента РФ. Поэтому следует ввести в закон о выборах Президента Российской Федерации следующее положение: «Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации.

Действующий Президент Российской Федерации исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации».

В Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внести положение, согласно которому, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранное в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, данным Законом, вступает в должность — на тридцатый день после официального объявления результатов выборов высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации).

Принесение присяги является моментом окончания полномочий прежнего высшего должностного лица субъекта РФ и юридическим фактом, подтверждающим вступление в должность нового высшего должностного лица субъекта Федерации.

Сложнее определить конечный срок полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации при его досрочном прекращении. В федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержится перечень оснований прекращения полномочий высшего должностного лица (п. 1 ст. 19).

Так, в случае смерти должностного лица субъекта РФ такая дата должна определяться согласно свидетельству о смерти. Отрешение от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (пп. «б» и «г» п. 1 ст. 19), как представляется, должна определяться с учетом возможности обжалования высшим должностным лицом субъекта РФ соответствующего указа Президента в течение десяти дней со дня его официального опубликования в Верховный Суд РФ, который должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи (п. 6 ст. 29.1).Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (пп. «б» и «г» п. 1 ст. 19), как представляется, должна определяться с учетом возможности обжалования высшим должностным лицом субъекта РФ соответствующего указа Президента в течение десяти дней со дня его официального опубликования в Верховный Суд РФ, который должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи (п. 6 ст. 29.1).

Возможность судебного обжалования указа Президента об отрешения от должности предполагает ситуацию, при которой на время действия этой процедуры должностное лицо сохраняет свои полномочия. Поэтому следовало бы в законодательном порядке закрепить время вступления в силу указа Президента об отрешении от должности, по аналогии с традиционными правовыми положениями в течение десяти дней со дня опубликования такого указа, а в случае обжалования такового, в день вступления силу решения Верховного суда РФ.

Такого же характера датой следует также считать время наступления таких обстоятельств досрочной вакансии главы субъекта РФ, как признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Дата наступления такого основания как отставка по собственному желанию должна совпадать с датой вступления Указа Президента РФ в силу, поскольку при добровольной отставке решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта РФ принимается Президентом РФ.

Датой отзыва высшего должностного лица субъекта РФ избирателями следует считать дату вступления в силу решения Избирательной комиссии субъекта Федерации, констатирующего итоги выборов.

Таким образом, научно обоснованные и ограниченные определенным периодом времени сроки полномочий, определяемые потребностями представительной демократии, призваны обеспечить регулярную и своевременную ротацию выборных органов и должностных лиц, что гарантирует реализацию демократических принципов как основы конституционного строя страны.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  3. Конституция Республики Дагестан от 07.2003 // Собрание Законодательства Республики Дагестан. 2003. № 7. Ст. 503.
  4. Конституция Республики Ингушетия от 27.02.1994 // Конституции республик в составе Российской Федерации от 31.12.1995. № 1.
  5. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 09.1997 // Кабардино-Балкарская правда. 2008. № 55.
  6. Конституция Республики Северная Осетия-Алания 11.1994 //Северная Осетия. 1994. 07 декабря.
  7. Закон Республики Ингушетия от 18.06.2012 № 18-рз «О выборах главы Республики Ингушетия» // Сердало. 2012. № 104.
  1. Грохотов А.Н. «Назначение» глав субъектов РФ как элемент централизации власти в России: конституционно-правовой анализ // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 7. С. 12-16.
  2. Кириллов В.А. Некоторые вопросы срока легислатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Общество и право. 2011. № 5. С. 54-56.
  3. Кириллов В.А. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): конституционно-правовой аспект// дисс… канд.юрид. наук: 12.00.02 / Кириллов Владимир Анатольевич; [Место защиты:Московский гуманитарный университет]. М., 2014.