Федеральный закон 412 об аккредитации испытательных лабораторий

Вопросы аккредитации

СВР России осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, в установленной СВР России сфере деятельности.

Для аккредитации организации в качестве испытательной лаборатории заявитель представляет в СВР России заявление об аккредитации (Форма заявления об аккредитации), в котором необходимо указать:

полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование заявителя, его организационно-правовая форма;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер, дата выдачи и срок действия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

номер, дата выдачи и срок действия лицензии (лицензий) СВР России, необходимой для выполнения работ в области аккредитации заявителя;

адрес места нахождения заявителя, почтовый адрес для открытой переписки, почтовый адрес для секретной переписки;

адреса мест осуществления деятельности в заявленной области аккредитации;

фамилия, имя и отчество лица, уполномоченного руководить работами по оценке (подтверждению) продукции (работ, услуг);

номер контактного телефона;

заявляемая область аккредитации.

Заявление об аккредитации оформляется на бланке предприятия и подписывается руководителем заявителя (лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов выступает от его имени).

К заявлению об аккредитации прилагаются следующие материалы:

комплект документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации;

комплект документов, необходимых для организации и проведения аккредитации;

письменное согласие заявителя на проведение в отношении него инспекционного контроля.

Заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы направляются заявителем на имя Председателя Комиссии СВР России по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по почте (с учетом грифа ограничения доступа к документу) либо представляются в Пресс-бюро СВР России.

Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013 N 412-ФЗ ст 22 (ред. от 29.07.2018)

Статья 22. Порядок прекращения действия аккредитации

1. Действие аккредитации прекращается в следующих случаях:

1) представление аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации заявления о прекращении деятельности в области аккредитации;

2) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, указанных в пункте 6 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона;

3) реорганизация юридического лица в форме выделения;

4) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

5) неустранение аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено по основаниям, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, за исключением случаев, установленных пунктом 1 части 7 статьи 23 настоящего Федерального закона;

6) выявление в течение года более двух фактов нарушений аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, повлекших за собой приостановление действия аккредитации;

7) незавершение прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона в течение шести месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 и частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

8) установление факта предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых национальным органом по аккредитации принято решение об аккредитации либо по результатам прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принято решение в соответствии с частью 19 статьи 24 настоящего Федерального закона, в том числе факта, свидетельствующего о заведомо ложных и (или) недостоверных документах, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также о заведомо ложных и (или) недостоверных представленных экспертной группой экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы, заключения об оценке устранения заявителем, аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации;

9) если это предусмотрено частью 7 статьи 27 настоящего Федерального закона;

10) использование аккредитованным лицом знака, указанного в части 2.1 статьи 13 настоящего Федерального закона, без разрешения национального органа по аккредитации или с нарушением установленных запретов и ограничений;

11) невыполнение в течение одного года работ в области оценки соответствия, а равно отсутствие в национальном органе по аккредитации в течение одного года следующих сведений в рамках исполнения аккредитованным лицом обязанности, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона:

а) в отношении органа по сертификации о выданных сертификатах соответствия;

б) в отношении испытательной лаборатории (центра) о выданных протоколах исследований (испытаний) и измерений.

2. Аккредитованное лицо, имеющее намерение прекратить деятельность в области аккредитации в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до дня фактического прекращения деятельности обязано представить либо направить в национальный орган по аккредитации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении деятельности в области аккредитации.

3. Копия заявления о прекращении деятельности в области аккредитации с отметкой о дате приема такого заявления в день его приема вручается заявителю либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

4. Национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении действия аккредитации в сроки, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2018 N 262-ФЗ.

6. Решение национального органа по аккредитации о прекращении действия аккредитации оформляется приказом национального органа по аккредитации. В течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения национальный орган по аккредитации вносит соответствующие сведения в реестр аккредитованных лиц и вручает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю непосредственно либо направляет им заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, уведомление о прекращении действия аккредитации и копию приказа национального органа по аккредитации о прекращении действия аккредитации.

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2018 N 262-ФЗ.

8. Прекращение действия документов о подтверждении соответствия, выданных аккредитованными лицами, действие аккредитации которых прекращено, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых национальным органом по аккредитации принято решение о прекращении действия аккредитации в соответствии с пунктами 6, 8 и 9 части 1 настоящей статьи либо аккредитация которых была прекращена на основании их заявления (в случае, если действие аккредитации на день принятия решения о прекращении действия аккредитации было приостановлено в отношении всей области аккредитации или ее части), вправе обратиться с заявлением об аккредитации в национальный орган по аккредитации не ранее чем по истечении двух лет со дня принятия такого решения.

Аккредитация — подтверждение соответствия юридического лица либо индивидуального предпринимателя установленным критериям аккредитации, служащее официальным свидетельством его компетентности. Правовой институт аккредитации работает во многих странах мира по единым правилам, установленным международными стандартами.

Важным шагом по развитию российской системы аккредитации стало принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который обеспечил базовые законодательные условия для осуществления аккредитации в соответствии с требованиями международных стандартов. Законом определяются функции и порядок взаимодействия участников национальной системы аккредитации – Федеральной службы по аккредитации, Минэкономразвития России, организаций, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений, экспертов, привлекаемых для участия в аккредитации, комиссии по апелляциям и Общественного совета при Росаккредитации.

федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации» (принят Государственной Думой 17 марта 2017 г. в первом чтении; планируется к принятию в 2018 году);

постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

приказ Минэкономразвития России «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации»;

приказ Минэкономразвития России «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

Разработанные поправки направлены на совершенствование отдельных механизмов системы аккредитации и устранение пробелов в ее нормативном регулировании, уточнение требований к аккредитованным лицам и экспертам по аккредитации. Кроме того, ими закрепляются дополнительные инструменты борьбы с недобросовестными аккредитованными лицами, а также организациями – посредниками, выдающими поддельные сертификаты соответствия и протоколы испытаний, что в дальнейшем позволит повысить эффективность работы по очистке рынка оценки соответствия.

Еще одной задачей, поставленной в рамках формирования единой национальной системы аккредитации, стало обеспечение ее международного признания за счет членства Росаккредитации в двух крупнейших международных ассоциациях – Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международном форуме по аккредитации (IAF).

В рамках процесса по вступлению Росаккредитации в ILAC с 9 по 19 ноября 2016 года был проведен аудит российской системы аккредитации экспертами Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий. В июне 2017 года в ходе ежегодной совместной встречи Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий (APLAC) и Тихоокеанской организации по аккредитации (PAC), была подписана Договоренность о взаимном признании Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий (APLAC MRA). Присоединение Федеральной службы по аккредитации к Договоренности о взаимном признании Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC MRA) состоялось без дополнительной оценки 11 июля 2017 года. Официальное объявление о присоединении Росаккредитации к Договоренности ILAC MRA состоялось в рамках ежегодной встречи IAF и ILAC в г. Ванкувере (Канада) в конце октября 2017 г.

Также в декабре 2014 года Росаккредитацией была подана заявка на получение полноправного членства Международном форуме по аккредитации (IAF). Всю необходимую работа по вступлению в данную ассоциацию планируется завершить к 2019 году.

Другим важным направлением деятельности Росаккредитации на международной арене является развитие интеграции в сфере аккредитации на пространстве евразийского региона. В 2014 году в городе Москве подписан Меморандум о сотрудничестве национальных органов по аккредитации государств – участников СНГ организациями семи государств: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России и Украины, в соответствии с которым предусмотрено создание региональной ассоциации органов по аккредитации указанных государств. В сентябре 2014 года состоялось первое заседание образованного в соответствии с Меморандумом Совета руководителей национальных органов по аккредитации, в котором приняли участие представители шести стран СНГ.

Помимо этого, Росаккредитацией в рамках международного сотрудничества был заключен ряд двусторонних соглашений с национальными органами по аккредитации стран-партнеров. Подобные соглашения заключают в себе, прежде всего, возможность обмена опытом и изучения передовых практик зарубежных органов по аккредитации, сотрудничества в области подготовки персонала, а также взаимного участия в процедурах аккредитации и инспекционного контроля, проводимых организациями-партнерами. Впоследствии двухсторонние меморандумы станут основой для заключения соглашений о взаимном признании результатов аккредитации, проведенной соответствующими национальными органами по аккредитации.

  • Словацкая национальная служба по аккредитации, 24 октября 2013 г.;
  • Бюро по аккредитации Социалистической Республики Вьетнам, 12 ноября 2013 г.;
  • Кыргызский центр по аккредитации при Министерстве экономики Кыргызской Республики, 23 декабря 2013 г.;
  • Национальный центр по аккредитации Республики Молдовы, 23 декабря 2013 г.;
  • Национальное агентство по аккредитации Украины, 24 января 2014 г.;
  • Институт аккредитации Республики Македонии, 30 сентября 2014 г.;
  • Совет по качеству Индии, 11 декабря 2014 г.;
  • Национальная система инфраструктуры качества/ Греческий орган по аккредитации, 7 июля 2015 г.;
  • Монгольское агентство по стандартизации и метрологии, 23 июля 2015 г.;
  • Национальный орган по аккредитации Испании, 1 ноября 2015 г.;
  • Сербский орган по аккредитации, 2 ноября 2015 г.;
  • Национальный орган по аккредитации Федеративной Республики Германия, 16 мая 2016 г.;
  • Национальный центр по аккредитации Исламской Республики Иран, 28 марта 2017 г.;
  • Китайская национальная служба по аккредитации в области оценки соответствия, 2 августа 2017 г.

Помимо этого, Росаккредитация является органом мониторинга по внедрению в России принципов надлежащей лабораторной практики организации экономического сотрудничества и развития (НЛП ОЭСР). Принципы НЛП ОЭСР признаны во многих странах мира и распространяются на проведение неклинических испытаний химических веществ и их соединений, содержащихся в лекарственных средствах, пестицидах, косметической продукции, ветеринарных препаратах, пищевых и кормовых добавках, а также химических веществах промышленного назначения. Наиболее активно принципы НЛП ОЭСР применяются в странах–членах ОЭСР для тестирования химических веществ промышленного назначения, лекарственных средств и пестицидов. В настоящее время в полном объеме принята нормативная правовая база, необходимая для обеспечения функционирования системы НЛП в Российской Федерации.

Важным направлением деятельности Росаккредитации также является участие в приоритетном проекте «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», предусматривающее увеличение доли исследований российской продукции, проведенных в российских испытательных лабораториях в соответствии с методиками, признаваемыми за рубежом, по ключевым товарным группам с целью вывода на внешние рынки. Для этих целей на базе подведомственной Росаккредитации организации создается координационный центр по реализации принципов надлежащей лабораторной практики ОЭСР и обеспечению достоверности и сопоставимости результатов исследований.

Закон об аккредитации

Аккредитация — это доказательство соответствия юрлица и ИП определенным критериям данной процедуры, что является официальным подтверждением компетентности. Закон об аккредитации появился 3 года назад и помогает контролировать качество продукции, поступаемой на рынки страны. Какие положения содержит закон и какие изменения он претерпел в последней редакции, рассмотрим подробнее.

Описание закона 412 об аккредитации

28 декабря 2013 года был принят закон 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который вступил в силу 1 июля 2014 года. Главная цель законопроекта — создание единого и универсального свода правил и принципов аккредитации в России, которая бы соответствовала международным стандартам. Закон регламентирует функции и процедуру взаимодействия участников национальной аккредитации. Были введены новые меры контролирования, прошедшего процедуру, лица и закреплен статус специалистов и экспертов в этой области.

Закон содержит 5 глав и 31 статью, подробно описывающих все положения об аккредитации:

  • основные положения, описывающие цели, понятия, принципы аккредитации;
  • лица, участвующие в данной процедуре;
  • правила и организация;
  • обеспечение информацией;
  • заключительные положения.

Закон выдвигает строгие требования к фирмам, которые стремятся работать на рынке услуг согласно оценке соответствия, определяет общие принципы получения разрешения выхода на рынок через Росаккредитацию, устанавливает наказание за нарушение действующего Федерального закона.

Корректировки были внесены в последней редакции от 2-го марта 2016 года. Кстати, последняя редакция закона о медиации тут:

Критерии аккредитации по 412-ФЗ

Закон определяет критерии официального подтверждения соответствия, которые содержат требования к качеству, сотрудникам, техническому оборудованию, помещениям и т. д., а также устанавливает список документации в сфере унификации, гарантирует выполнение требований, которые гарантируют заявителям соответствие требованиям аккредитации.

Данная процедура производится по отношению к органам по сертификации (ОС) и испытательным лабораториям (ИЛ).

Испытательные лаборатории и органы по сертификации пройдут аккредитацию, если будут отвечать следующим критериям:

  • проверка технической оснащенности. Это предполагает — наличие помещения, оборудования и соответствующих документов для проведения испытаний для ИЛ и оборудованное место для работы персона для ОС;
  • грамотность и техническая подготовленность сотрудников. Сюда входит — стаж работы и квалификация работников;
  • проверка качества — документация и работоспособность системы.

По закону проводится экспертиза на соответствие критериям и выносится решение по аккредитации.

Скачать Федеральный закон об аккредитации

Скачать действующий закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» можно по ссылке.

Принятый закон существенно влияет на существующие рыночные отношения, которые касаются сферы оценки качества и безопасности поставляемой продукции, благодаря исключению с рынка недобросовестных лиц и поддержки фирм, которые готовы следовать и отвечать требованиям аккредитации. Также закон формирует условия, при которых повысится конкурентоспособность отечественных экспортеров во внешней торговле.

Изменения в 412-ФЗ

2-го марта 2016 года была опубликована последняя редакция действующего закона, изменения и дополнения вступили в силу в начале января 2017 года.

Статья 24

По закону ст. 24 412-ФЗ определяет процедуру определения компетентности лиц, прошедших через официальное подтверждение соответствия стандарту и состоит из 20 пунктов. Аккредитованное лицо должно подтверждать свою компетентность в следующие промежутки времени:

  • в первый год после аккредитации;
  • 1 раз в 2 года с момента последнего прохождения процедуры;
  • 1 раз в 5 лет с момента аккредитации.

Закон постановляет, что проверка компетентности раз в 2 года откладывается, если в этот год лицо уже прошло данную процедуру.

Установление компетенции организации в первый год и раз в 2 года проводится при помощи выездной экспертизы, которая устанавливает согласованность ее деятельности с существующими критериями. В третьем случае (1 раз в 5 лет), проверка сопровождается документарной и выездной оценкой.

Оба вида оценивания — документарная и выездная по месту деятельности организации — осуществляются в общий срок, который устанавливает Правительство РФ.

Закон устанавливает процедуру осуществления проверки компетентности на основании полученного от аккредитованного лица заявления. Письменное заявление о просьбе провести данную процедуру подается лицом в специальный орган — Росаккредитацию. Срок подачи обращения по закону — за 20 дней до даты осуществления процедуры.

Специалистам, проводящим проверку, следует указать период осуществления данной процедуры и список экспертов, отвечающих за ее проведение.

Помимо проверки компетентности, по желанию аккредитованного лица, возможно проведение расширения сферы аккредитации и прочие мероприятия, о которых следует заранее указать в заявлении. Сюда входит проверка соответствия критериям аккредитации. Процедура выполняется одной и той же экспертной группой.

Документарная оценка предполагает по действующему закону экспертизу документации и другой информации. Оба вида оценки — документарная и выездная — проводятся группой специалистов, куда входит эксперт по аккредитации и по техническому вопросу.

Росаккредитация отправляет информацию о составе группы специалистов аккредитованному лицу заказным письмом или по электронной почте минимум за 5 рабочих дней до осуществления процедуры. Заинтересованное лицо может высказать свое мнение о несоответствии экспертов требованиям, указанным в ст. 11 существующего закона.

Уведомление о проведении выездной экспертизы о соответствии критериям производится Росаккредитацией минимум за 3 рабочих дня, заказным письмом или по электронной почте, до начала процедуры.

Программа анализа содержит:

  • перечень работ группы специалистов — оценка системы качества, технической оснащенности, квалификации сотрудников, документов и слежение за осуществлением лицом своей деятельности в определенной области аккредитации;
  • перечень мероприятий, проводимых уполномоченными лицами Росаккредитации.

Заинтересованное лицо должно обеспечить экспертной группе свободу доступа к различным документам, используемому оборудованию и помещениям, в которых осуществляется деятельность аккредитованного лица.

По окончанию процедуры составляется документ о результатах экспертизы в 2-х экземплярах. Данный документ подписывается всеми лицами, входящими в экспертную группу и утверждается экспертом по аккредитации. Аккредитованное лицо также ставит свою подпись, подтверждая тем самым факт его ознакомления с данным документом. При отказе ознакомиться с бумагой делается соответствующая запись в документе. Если среди членов экспертной группы не существует единогласия в полученных результатах экспертизы, несогласный с ее результатами прикрепляет к акту свое особое мнение. С момента подписания, в течение 3-х дней, документ отправляют в Росаккредитацию.

В Росаккредитации осуществляется проверка документа и выносится вердикт:

  • подтвердить компетентность лица, прошедшего процедуру и занести соответствующую запись в Реестр;
  • или приостановить его деятельность (частями или полностью) и направить ему письмо с перечислением обнаруженных в ходе проверки несоответствий и сроком их устранения.

Аккредитованное лицо по закону имеет возможность оспорить мнение экспертной группы и потребовать проведения новой проверки.

Часто задаваемые вопросы

Порядок переаккредитации испытательных лабораторий сроки переаккредитации?

Переаккредитация испытательных лабораторий проводится при обращении в Россакредитацию в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Какой орган власти оформляет аккредитацию испытательной лаборатории?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» (далее — постановление) 1 ноября 2011 г. образована Федеральная служба по аккредитации.

Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в соответствии с пунктом 2 этого постановления.

Исходя из этого, аккредитация испытательной лаборатории осуществляется Федеральной службой по аккредитации в соответствии требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Порядок аккредитации филиалов испытательных лабораторий в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ

В заявлении об аккредитации указываются:

— полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, юридического лица, адрес его места нахождения, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица;

— адреса мест осуществления деятельности в заявленной области аккредитации (в том числе и всех имеющихся филиалов), за исключением мест осуществления временных работ в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 16 ФЗ от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Порядок оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, определён Статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

Выездная оценка соответствия заявителя критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, утвержденной национальным органом по аккредитации (по всем адресам осуществления деятельности в случае наличия заявленных филиалов).

Программа формируется с учетом заявленной области аккредитации и места осуществления деятельности в области аккредитации (в том числе при наличии заявленных филиалов).

Результаты выездной экспертизы оформляются актом выездной экспертизы, в котором подтверждается соответствие критериям аккредитации всех заявленных филиалов.

Требования к содержанию и сроку действия аттестата аккредитации, в котором указывается наименование аккредитованного лица, место его нахождения (для юридического лица), определяется статьёй 19 ФЗ от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

Форма аттестата аккредитации, в котором необходимо указывать наименования и адреса всех заявленных филиалов, определена Приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 № 295 «Об утверждении Формы аттестата аккредитации».

Аккредитации испытательной лаборатории, особенности заполнения области аккредитации.

Приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации», определены форма заявления и приведён образец заявления.

Какую область аккредитации о сокращении/ расширении области аккредитации необходимо прикладывать к заявлению?

В заявлении о расширении области аккредитации указывается дополнительно заявляемая область аккредитации; в заявлении о сокращении области аккредитации указывается область аккредитации, подлежащая сокращению. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 г. N 288.

Требования к образованию работников испытательных лабораторий?

Работники лаборатории, непосредственно выполняющие работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, должны иметь или высшее образование по профилю, или среднее профессиональное образование по профилю, или дополнительное профессиональное образование, соответствующее области аккредитации лаборатории.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) дополнительное профессиональное образование осуществляется:

по программам профессиональной переподготовки;

по программам повышения квалификации.

Минимально допустимый срок установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», этот срок не может быть менее 250 часов для программ профессиональной переподготовки и менее 16 часов для программ повышения квалификации.

В каком виде необходимо иметь нормативную документацию?

Заявитель или аккредитованное лицо вправе располагать нормативной документацией как в бумажном, так и в электронном виде, в том числе с использованием электронных справочно-правовых систем.

Порядок прекращения действия аккредитации?

Порядок прекращения действия аккредитации определен статьей 22 Федерального закона № 412-ФЗ.

Аккредитованное лицо направляет заявление в Роаккредитацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Копия заявления с отметкой о дате приема заявления в день его приема вручается заявителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Росаккредитация принимает решение о прекращении действия аккредитации в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления. Решение о прекращении действия аккредитации оформляется приказом. В течение трех рабочих дней Росаккредитация вносит соответствующие сведения в реестр аккредитованных лиц и вручает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю непосредственно либо направляет уведомление о прекращении действия аккредитации.

Стоимость процедуры аккредитации?

Порядок определения размеров платы устанавливаются методикой определения размеров платы за проведение экспертизы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 653.

Необходимо предоставлять документы, подтверждающие наличие на праве собственности (ином законном основании) земельного участка, на котором находится помещение (здание) заявителя по аккредитации?

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 заявитель, аккредитованное лицо не обязаны предоставлять правоустанавливающие или правоподтверждающие документы на земельный участок, на котором расположено помещение (здание, сооружение).

Требования к образованию работников в области обеспечения единства измерений?

Пунктом 44 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 установлены требования к образованию работников, участвующих в выполнении работ в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

При оценке соответствия заявителя, применяется следующий подход:

признаются документы об образовании и (или) о квалификации работников заявителя, аккредитованного лица, непосредственно участвующих в выполнении работ по обеспечению единства измерений, по специальностям:

— «Метрология, стандартизация, сертификация»,

— «Метрология и метрологическое обеспечение»,

— «Приборостроение, метрология, информационно-измерительные приборы и системы».

Иным специальностям (направлениям подготовки), содержащим в наименовании указание на метрологию и (или) стандартизацию, независимо от конкретной области аккредитации в сфере обеспечения единства измерений.

Признаются документы об образовании и о квалификации применительно к конкретным областям аккредитации в сфере обеспечения единства измерений, согласно перечню Росстандарта:

— перечень профильных специальностей, соответствующих различным областям аккредитации в области обеспечения единства измерения (поверка, калибровка и испытания средств измерений)

Измерения геометрических величин

АККРЕДИТАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛАБОРАТОРИЙ. ФЗ № 412

Комплект документов:

  • Скачать заявку
  • Ознакомиться с информационным письмом

Подать заявку
Получить консультацию

Уважаемые коллеги, руководители организаций и лабораторий!
Компания «Эйч-Эс-Эй Обучение» приглашает принять участие на курсах повышения квалификации для руководителей и специалистов лабораторий по теме:

«Аккредитация и подтверждение компетентности лабораторий в соответствии с Федеральным Законом № 412. Реализация требований к системе менеджмента испытательной лаборатории по ГОСТ ИСО/МЭК 17025 и критериями аккредитации»

в период с 20 по 23 марта 2017 года.

На семинаре будут рассматриваться и анализироваться следующие вопросы:

  1. Изменения законодательства в сфере аккредитации и новые требования Национальной системы аккредитации в 2017 году (после внесения изменений в ФЗ № 412-ФЗ).
  2. Участники национальной системы аккредитации.
  3. Права, обязанности и ответственность аккредитованных лиц в соответствии с требованиями Федерального закона № 412-ФЗ.
  4. Порядок проведения оценки соответствия лаборатории критериям аккредитации (первичная аккредитация, расширение области аккредитации) и подтверждения компетентности их деятельности в соответствии с 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
  5. Порядок внесения изменений в реестр аккредитованных лиц, приостановка, возобновление действия аккредитации, порядок сокращения и расширения области аккредитации.
  6. Достоверные результаты измерений и контроль за деятельностью аккредитованных лиц.
  7. Взаимодействие лаборатории со структурами Росаккредитации от заявки на аккредитацию до оформления аттестата.
  8. Взаимодействие заявителей и аккредитованных лиц с экспертами и экспертными организациями.
  9. Особенности организации и проведения федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
  10. Критерии аккредитации испытательных лабораторий в соответствии с Приказом Минэкономразвития № 326. Документы, подтверждающие соответствие лаборатории критериям аккредитации.
  11. Проблемы при проведении проверок на соответствие аккредитованных лабораторий требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 и критериями аккредитации.
  12. Межлабораторные сравнительные испытания – инструмент повышения доверия к результатам измерений.
  13. Система менеджмента качества (СМК), как неотъемлемый инструмент технологического процесса лабораторных услуг.
  14. Требования к документированию системы менеджмента качества. Вопросы подготовки и написания руководства по качеству.
  15. Формы заполнения документов по внутреннему аудиту СМК. Механизм внутреннего контроля соблюдения требований СМК.
  16. Контроль качества результатов анализа в лабораториях с учетом требований стандартов ГОСТ Р ИСО 5725 и ГОСТ ИСО/МЭК 17025.
  17. Внутрилабораторный контроль качества и стабильности результатов анализа (общие положения, оперативный контроль процедуры анализа). Документы, устанавливающие требования к процедурам внутрилабораторного контроля.
  18. Требования к внутренней организации деятельности испытательной лаборатории. Требования к лабораториям потенциально опасных объектов.
  19. Требования к порядку принятия решения об аккредитации или отказе в аккредитации.
  20. Требования к управлению документацией (управление внешней и внутренней документацией). Управление записями. Управление персоналом.
  21. Планирование предупреждающих и корректирующих мероприятий. Внутренние проверки. Анализ со стороны руководства.
  22. Управление оборудованием. Прослеживаемость измерений. Правильность оформления протоколов испытаний. Корректирующие, предупреждающие мероприятия.
  23. Порядок предоставления сведений о деятельности лаборатории при помощи ФГИС Росаккредитации.
  24. Деловые игры по пройденному материалу, анкетирование.
  25. Практические занятия по оформлению руководства по качеству, по всем разделам СМК, написанию заявлений, заполнению форм, подготовка документов по ФЗ-412.

Форма организации обучения:

очное обучение в течение 4 дней на территории ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (г. Москва).

По итогам прохождения обучения выдается Удостоверение установленного образца от
ОЧУ «Эйч-Эс-Эй Обучение» (Лицензия № 035118 от 06 мая 2014 г.). Данное удостоверение соответствует требованиям Росаккредитации и Федеральному Закону № 412-ФЗ, предъявляемым к работникам лаборатории.

Данное обучение будет полезно пройти перед предстоящей процедурой подтверждения компетентности или аккредитацией, а также при внедрении в лаборатории требований ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 и новых критериев.

В работе семинара примут участие ведущие эксперты страны по аккредитации лабораторий, аккредитованные в Росаккредитации, технические эксперты и члены Общественного Совета при Росаккредитации.

Учебная программа содержит не только лекции, но и круглые столы, практические занятия, анкетирование и деловые игры.

Подробную информацию по программе семинара и организации обучения можно получить по телефонам:
8 (499) 164-96-80, 8 (963) 77-22-895 и электронной почте: obuchenie@hsa-training.ru

У вас остались вопросы? Наши сотрудники с удовольствием на них ответят.
Позвоните нам, или закажите обратный звонок

Федеральный закон 412 об аккредитации испытательных лабораторий

Президент Российской Федерации, 2013-12-28

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года. Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих аккредитации в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ

Аккредитация в национальной системе аккредитации

Какая дата указывается в области аккредитации – дата выдачи аттестата аккредитации или дата утверждения области аккредитации (дата издания приказа Росаккредитации)?

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.

Согласно положениям указанного Федерального закона, а также в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц» в случае соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации Росаккредитация принимает решение об аккредитации (расширении области аккредитации).

При этом, учитывая, что приказом Росаккредитации об аккредитации (расширении области аккредитации) также утверждается область аккредитации заявителя, датой утверждения области аккредитации является дата издания приказа Росаккредитации об аккредитации (расширении области аккредитации).

В течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа об аккредитации (расширении области аккредитации) обеспечивается внесение соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц и вручение (направление) заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Росаккредитации, копии указанного приказа Росаккредитации.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитованное лицо вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, а также в случае утраты аттестата аккредитации или его порчи с заявлением о выдаче дубликата аттестата аккредитации.

Таким образом, после принятия Росаккредитацией решения об аккредитации аккредитованное лицо может получить аттестат аккредитации на бумажном носителе в любое время.

Согласно форме аттестата аккредитации, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 № 295 «Об утверждении формы аттестата аккредитации», на бланке аттестата аккредитации на бумажном носителе указывается дата выдачи аттестата аккредитации, при этом указанная дата является датой подписания руководителем (заместителем руководителя) Росаккредитации бланка аттестата аккредитации.

Таким образом, дата выдачи аттестата аккредитации на бумажном носителе не совпадает с датой утверждения области аккредитации.

Нужно ли нотариально заверять учредительные документы организации, прилагаемые к заявлению на аккредитацию?

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» для аккредитации заявитель представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации, которое подписывается руководителем юридического лица или лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, либо индивидуальным предпринимателем.

К заявлению необходимо приложить копии документов (в том числе в электронной форме), подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации и предусмотренных перечнем документов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

Приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по аккредитации, ее территориальных органов, ее структурных подразделений и должностных лиц при взаимодействии с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти в процессе предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц.

Отмечаем, что в действующем законодательстве Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации требования о нотариальном заверении прилагаемых к заявлению об аккредитации копий учредительных документов юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, претендующих на получение аккредитации, отсутствуют.

В таком случае достаточным будет являться предоставление копий учредительных документов юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующих на получение аккредитации, заверенных печатью юридического лица.

Нужно ли указывать адрес арендованной лаборатории в уставных документах?

Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» утверждены критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, в связи с проведением аккредитации в национальной системе аккредитации (далее – Критерии аккредитации).

Пунктом 24 Критериев аккредитации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие лаборатории критериям аккредитации.

Также исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления указанное государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, установлен административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194.

Обращаем внимание, что уставные документы юридического лица в вышеуказанных перечнях отсутствуют.

На основании изложенного сообщаем, что действующим законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации обязанность предоставления заявителем, аккредитованным лицом уставных документов не установлена.Таким образом, заявитель вправе самостоятельно принять решение о необходимости указания в уставных документах юридического лица той или иной информации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Если «Диапазон определения» отсутствует, что указывается в столбце 7 области аккредитации?

Форма заявления на аккредитацию и образец области аккредитации испытательной лаборатории (центра) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации».

В области аккредитации, в столбце 7 «Диапазон определения » — диапазон указывается при наличии, в противном случае ставится прочерк «-».

Какой порядок переаккредитации испытательных лабораторий, аккредитованных в системах ГОСТ Р, СДСОТ и срок их переаккредитации?

Каких либо процедурных особенностей в зависимости от того в какой системе была ранее аккредитована испытательная лаборатория при обращении в Росаккредитацию и проведении работ по аккредитации не имеется. Процедура аккредитации регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Нужно ли аккредитоваться органу сертификации на регламент о безопасности пищевой продукции? В национальной части реестра ОС состоит.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 76 «Об утверждении Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза» предусмотрено, что регистрация деклараций о соответствии осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, или уполномоченными органами государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Органам по сертификации, планирующим осуществлять регистрацию деклараций о соответствии пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, необходимо направить в Росаккредитацию заявление в свободной форме, содержащее наименования соответствующих технических регламентов Таможенного союза и сведения, подтверждающие соответствие критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 319.

Расширения области аккредитации органам по сертификации, имеющим в области аккредитации пищевую продукцию, для целей регистрации деклараций не требуется.

Испытательным лабораториям (центрам), работающим в пределах утвержденной ранее области аккредитации, проходить процедуру расширения области аккредитации также не требуется. В случае если лаборатория внедряет новые методы, не указанные в действующей области аккредитации, расширение области аккредитации регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Требуется ли расширение области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, осуществляющих оценку (подтверждение) лифтов, в том числе в течение назначенного срока службы и отработавших назначенный срок службы?

Для целей осуществления оценки (подтверждения) соответствия лифтов, установленной техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», и получения полномочий по оформлению подтверждающих соответствие требованиям указанного технического регламента документов (сертификатов, актов), органам по сертификации необходимо пройти процедуру расширения области аккредитации.

Испытательным лабораториям (центрам), работающим в пределах утвержденной ранее области аккредитации, проходить процедуру расширения области аккредитации не требуется. В случае если лаборатория внедряет новые методы, не указанные в действующей области аккредитации, расширение области аккредитации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

В какой орган власти необходимо обращаться за получением аккредитации лабораторий радиационного контроля?

Лаборатории радиационного контроля проводят радиационные измерения, выполняемые для контролируемого объекта с целью определения степени соблюдения принципов радиационной безопасности, требований нормативов и контрольных уровней, а также с целью наблюдений за состоянием и изменением радиационной обстановки. Объектами радиационного контроля являются окружающая среда, сырье, материалы, изделия, продукты, отходы производства, процессов, условия проживания и производственной деятельности людей.

Таким образом, лаборатории радиационного контроля выполняют работы по подтверждению соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов требованиям, связанным с обеспечением радиационной безопасности, установленным техническими регламентами, стандартами, сводами правил, условиями договоров.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляло полномочия по аккредитации лабораторий радиационного контроля до 1 ноября 2011 г. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» (далее — постановление) 1 ноября 2011 г. образована Федеральная служба по аккредитации, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

В соответствии с пунктом 2 постановления Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Таким образом, аккредитация лабораторий радиационного контроля осуществляется Федеральной службой по аккредитации в соответствии требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Требуется ли расширение области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), планирующих осуществлять регистрацию деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза, которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии?

Органам по сертификации, планирующим осуществлять регистрацию деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза, которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии не обязательно проходить расширение области аккредитации. Органам по сертификации необходимо направить в Росаккредитацию заявление в свободной форме, содержащее сведения и документы, подтверждающие соответствие критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319 (далее — Положение), а также следующую информацию:

  • наименование (полное) органа по сертификации;
  • регистрационный номер аттестата аккредитации, даты регистрации и срока окончания действия аттестата аккредитации;
  • юридический и фактический адреса органа по сертификации;
  • информацию о руководителе, телефонах, адресе электронной почты;
  • словесное описание области аккредитации с указанием обозначения технических регламентов Таможенного союза;
  • коды ТН ВЭД ТС.

Испытательные лаборатории (центры), работающие в пределах утвержденной ранее области аккредитации, не включенные в Реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, осуществляющих оценку соответствия продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 г. № 620, включаются в Единый реестр на основании заявления в свободной форме, содержащего сведения и документы, подтверждающие соответствие критериям, установленным пунктом 4 Положения, а также следующую информацию:

  • наименование (полное) испытательной лаборатории (центра);
  • регистрационный номер аттестата аккредитации, даты регистрации и срока окончания действия аттестата аккредитации;
  • юридический и фактический адреса испытательной лаборатории (центра);
  • информацию о руководителе, телефонах, адресе электронной почты;
  • словесное описание области аккредитации с указанием обозначения технических регламентов Таможенного союза;
  • коды ТН ВЭД ТС.

Указанная информация может дополнительно представляться в электронном виде.

Какой порядок аккредитации филиалов испытательных лабораторий по требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ?

Пунктами 1 и 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» предусмотрено, что в заявлении об аккредитации указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, юридического лица, адрес его места нахождения, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица;
  • адреса мест осуществления деятельности в заявленной области аккредитации (в том числе и всех имеющихся филиалов), за исключением мест осуществления временных работ;

Статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» определен порядок оценки соответствия заявителя критериям аккредитации.

Выездная оценка соответствия заявителя критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, утвержденной национальным органом по аккредитации (по всем адресам осуществления деятельности в случае наличия заявленных филиалов).

Программа выездной оценки формируется с учетом заявленной области аккредитации и места или мест осуществления деятельности в области аккредитации (в том числе при наличии заявленных филиалов).

По результатам выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации (с учетом заявленных филиалов) составляется акт выездной экспертизы, в котором необходимо подтвердить соответствие критериям аккредитации всех заявленных филиалов.

Статьей 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» установлены требования к содержанию и сроку действия аттестата аккредитации, в котором том числе указывается наименование аккредитованного лица, место его нахождения (для юридического лица). Приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 № 295 «Об утверждении Формы аттестата аккредитации» утверждена форма аттестата аккредитации, в котором необходимо указывать наименования и адреса всех заявленных филиалов.

Какие особенности заполнения области аккредитации испытательной лаборатории?

Форма заявления на аккредитацию и образец области аккредитации испытательной лаборатории (центра) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации».

Полями области аккредитации предусмотрено, в том числе:

  • в столбце 2 документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений, в том числе документы, устанавливающие правила и методы отбора образцов (проб), — при их наличии;
  • в столбце 3 наименование объекта,
  • в столбце 8 документы, устанавливающие требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации), при наличии.

Исходя из указанного, в деятельности лаборатории определяющим является метод исследований (испытаний).

Если компетентность лаборатории подтверждена на определенные методы исследований (испытаний), то ее компетентность подтверждается в отношении всех объектов, указанных в столбце 3, которые могут быть испытаны данным методом.

При этом полагаем целесообразным исходить из того, что в столбце 3 области аккредитации «наименование объекта» может указываться общее словесное описание с учетом требований документов, устанавливающих правила и методы исследований (испытаний), измерений.

Столбец 8 заполняется в случае необходимости при наличии документов, устанавливающих требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации), в том числе испытательными лабораториями, работающими в области обязательного подтверждения соответствия для удобства взаимодействия с заявителями и органами по сертификации.

Вместе с тем, отсутствие нормативных документов в столбце 8, не означает невозможность работы в сфере обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза по методам, включенным в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза, компетентность по которым подтверждена при аккредитации.

Какую область аккредитации нужно прикладывать к заявлению о сокращении/ расширении области аккредитации?

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 г. N 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аттестата» в заявлении о расширении области аккредитации указывается дополнительно заявляемая область аккредитации; в заявлении о сокращении области аккредитации указывается область аккредитации, подлежащая сокращению.

Каков порядок прохождения аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон об аккредитации)?

1. В силу требований части 5 статьи 24 Закона об аккредитации лица, указанные в частях 2 и 3.1 статьи 30 Закона об аккредитации, должны подать заявление на прохождение процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица не позднее чем за 20 рабочих дней до 1 июля 2015 года.

В случае неисполнения указанными лицами данного требования Росаккредитация осуществляет приостановление действия их аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона об аккредитации.

2. Лица, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона об аккредитации, сроки действия которых заканчиваются соответственно в течение первого (01.07.2014 – 30.06.2015) и второго (01.07.2015 – 30.06.2016) года со дня вступления в силу Закона об аккредитации, за исключением лиц, указанных в части 3.1 статьи 30 Закона об аккредитации, планирующие осуществлять деятельность в национальной системе аккредитации, подают заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы в соответствии со статьей 16 Закона об аккредитации.

Во избежание истечения срока действия ранее выданного документа об аккредитации до завершения оказания государственной услуги по аккредитации при подаче заявления об аккредитации следует учитывать сроки предоставления указанной государственной услуги, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014года№519 «Об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица».

Какие требования предъявляются к образованию работников испытательных лабораторий?

Пунктом 19 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 (далее – Критерии аккредитации), установлены требования к образованию работников испытательных лабораторий.

Работники лаборатории, непосредственно выполняющие работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, должны иметь или высшее образование по профилю, или среднее профессиональное образование по профилю, или дополнительное профессиональное образование по профилю, соответствующему области аккредитации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) дополнительное профессиональное образование осуществляется:

  • по программам профессиональной переподготовки;
  • по программам повышения квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (часть 13 статьи 76 Федерального закона).

При этом освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 14 статьи 76 Федерального закона).

Минимально допустимый срок освоения этих программ установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», этот срок не может быть менее 250 часов для программ профессиональной переподготовки и менее 16 часов для программ повышения квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона программа повышения квалификации направлена, в том числе, на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В соответствии с частью 10 статьи 60 Федерального закона документ о квалификации подтверждает, в том числе, присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

На основании части 3 статьи 76 Федерального закона к программам повышения квалификации допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование, при этом требования по профилю высшего и среднего образования не установлены.

Учитывая изложенное, соответствие пункту 19 Критериев аккредитации может быть подтверждено одним или несколькими документами, полученными в порядке, установленном статьей 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и дающими право заниматься профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции в соответствии с областью аккредитации.

В каком формате заявитель, аккредитованное лицо должен располагать нормативной документацией?

Критерии аккредитации не конкретизируют, каким образом заявитель, аккредитованное лицо могут подтвердить наличие у них нормативной документации, оставляя за заявителем, аккредитованным лицом право на самостоятельное решение по данному вопросу.

Таким образом, заявитель, аккредитованное лицо вправе располагать нормативной документацией как в бумажном, так и в электронном виде, в том числе с использованием электронных справочно-правовых систем.

При проведении выездной оценки устанавливается соответствие критериям аккредитации в части наличия актуальных версий нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, с учетом выбранного заявителем, аккредитованным лицом способа обеспечения соблюдения указанного критерия, в том числе имея в виду наличие необходимых документов в местах их применения работниками.

Каков порядок прекращения действия аккредитации?

Статьей 22 Федерального закона № 412-ФЗ определен порядок прекращения действия аккредитации. Действие аккредитации прекращается, в том числе, и при представлении аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации заявления о прекращении деятельности в области аккредитации. Приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 утверждена, в том числе, и форма заявления о прекращении действия аккредитации.

Аккредитованное лицо, имеющее намерение прекратить деятельность в области аккредитации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 № 412-ФЗ, не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до дня фактического прекращения деятельности обязано представить либо направить в Росаккредитацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении деятельности в области аккредитации.

Копия заявления о прекращении деятельности в области аккредитации с отметкой о дате приема такого заявления в день его приема вручается заявителю либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Росаккредитация принимает решение о прекращении действия аккредитации в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления от аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации.

Решение Росаккредитации о прекращении действия аккредитации оформляется приказом Росаккредитации. В течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения Росаккредитация вносит соответствующие сведения в реестр аккредитованных лиц и вручает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю непосредственно либо направляет им заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, уведомление о прекращении действия аккредитации.

Как определить стоимость процедуры аккредитации?

Порядок определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, перечни работ по проведению экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, плата за проведение которых причитается эксперту по аккредитации, техническим экспертам, а также максимальный размер прибыли экспертных организаций устанавливаются методикой определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 653.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены максимальные размеры платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации. Если у Вас уже определен эксперт по аккредитации, то на сайте экспертной организации, в которой он работает должны быть размещены используемые значения коэффициентов, предусмотренные методикой определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и позволяющие рассчитать точную стоимость проведения таких экспертиз в соответствии с указанной методикой.

Необходимо ли предоставлять документы, подтверждающие наличие на праве собственности (ином законном основании) земельного участка, на котором находится помещение (здание) заявителя по аккредитации (аккредитованного лица)?

Законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации установлена обязанность о наличии у заявителя, аккредитованного лица:

  • по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц – для органов по сертификации;
  • по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц – для испытательных лабораторий (центров) (приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326).

Таким образом, при подтверждении наличия на праве собственности или ином законном основании помещения заявитель, аккредитованное лицо не обязаны предоставлять правоустанавливающие или правоподтверждающие документы на земельный участок, на котором расположено помещение (здание, сооружение).

Какие требования предъявляются к образованию работников в области обеспечения единства измерений?

Пунктом 44 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 (далее – Критерии аккредитации), установлены требования к образованию работников (работника), непосредственно участвующих в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению единства измерений в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

При оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения единства измерений, критериям аккредитации (в части установленных требований к наличию у его работников высшего образования либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации) применяется следующий подход:

  • признаются документы об образовании и (или) о квалификации работников заявителя, аккредитованного лица, непосредственно участвующих в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению единства измерений, по специальностям (направлениям подготовки) «Метрология», «Метрология, стандартизация, сертификация», «Метрология и метрологическое обеспечение», «Приборостроение, метрология, информационно-измерительные приборы и системы» и иным специальностям (направлениям подготовки), содержащим в наименовании указание на метрологию и (или) стандартизацию, независимо от конкретной области аккредитации в сфере обеспечения единства измерений;
  • признаются документы об образовании и (или) о квалификации применительно к конкретным областям аккредитации в сфере обеспечения единства измерений, согласно перечню Росстандарта:

Перечень профильных специальностей, соответствующих различным областям аккредитации в области обеспечения единства измерения (поверка, калибровка и испытания средств измерений)