Жалоба уполномоченному по защите прав предпринимателей

Жалоба уполномоченному по защите прав предпринимателей

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Государственные и общественные институты ›
  • Уполномоченные по правам предпринимателей ›
  • Чем может помочь уполномоченный по защите прав предпринимателей?

Чем может помочь уполномоченный по защите прав предпринимателей?

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

3) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;

4) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

5) обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

6) обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении.

Уполномоченный должен уведомлять заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже 1-го раза в 2 месяца.

В целях выполнения возложенных на него задач Уполномоченный вправе:

1) направлять Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;

2) направлять Президенту Российской Федерации мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности до решения этого вопроса соответствующим судом;

3) направлять Президенту Российской Федерации мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации;

4) направлять в Правительство Российской Федерации мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности;

5) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации);

6) давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. О результатах рассмотрения заключения Уполномоченный должен быть уведомлен в письменной форме в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения соответствующего заключения;

7) направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в части, относящейся к компетенции Уполномоченного, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Жалоба уполномоченному по защите прав предпринимателей

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Государственные и общественные институты ›
  • Уполномоченные по правам предпринимателей ›
  • Как составляется жалоба уполномоченному по защите прав предпринимателей?

Как составляется жалоба уполномоченному по защите прав предпринимателей?

Жалоба может подаваться от имени субъектов предпринимательской деятельности, считающие свои права в сфере осуществления предпринимательской деятельности нарушенными, лично или через представителей, в том числе и близких родственников; союзов, ассоциаций, общественных объединений предпринимателей, органов государственной власти и управления муниципальных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, членов законодательных и представительных государственных и муниципальных органов, обращающиеся за защитой прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.

Жалоба (обращение, заявление) с приложением соответствующим образом оформленных копий решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке, направляется Уполномоченному по защите прав ребенка при Президенте РФ в письменном виде по адресу: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1 , либо может быть вручена в ходе личного приема Уполномоченным. Жалобу региональному уполномоченному можно направить в электронном виде на priem@ombudsmanbiz.ru

В любом случае форма жалобы должна заполняться по образцу: : http://ombudsmanbiz.ru/wp-content/uploads/2013/12/zhaloba.doc

Жалоба (обращение, заявление) в письменном виде должна сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба должно содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

В жалобе также могут содержаться предложения по совершенствованию регламентирующих предпринимательскую деятельность нормативных правовых актов, а также организации работы государственных органов и органов местного самоуправления в части, касающейся устранения препятствий для осуществления законной предпринимательской деятельности. Данные предложения обобщаются и учитываются при участии в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Подача жалобы не облагается никакими пошлинами.

Получив жалобу, Уполномоченный в течение 10 дней имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод (если жалоба подана на не вступившее в силу решение суда, в отношении решений законодательных органов и т.д.);

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению, мотивировав этот отказ.

Уполномоченный направляет заявителю мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению при наличии в жалобе указания почтового и (или) электронного адреса заявителя по следующим основаниям:

1) текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;

2) в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;

3) ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Уполномоченные по защите прав предпринимателей

В числе новых органов власти – уполномоченный по защите прав предпринимателей (второе название – омбудсмен). Его главная обязанность заключается в защите прав ИП, обеспечении комфортных законодательных условий для их работы. Президентом РФ он был наделен широким спектром специальных полномочий. Из-за того, что должность была введена в структуру мониторинга предпринимательской деятельности недавно, многие предприниматели не знают о своем праве обратиться за помощью и поддержкой к прикрепленному к их региону должностному лицу. У уполномоченного по защите прав предпринимателей есть официальный сайт. Его представительства есть в субъектах РФ и городах федерального значения (например, в Москве).

Функции уполномоченного

Основной правовой акт, регламентирующий выполнение должностных обязанностей уполномоченными по контролю соблюдения прав ИП, представлен Законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в РФ». Омбудсмен в своей повседневной деятельности может использовать такой инструментарий:

  • представление интересов ИП в судебных инстанциях;
  • оспаривать положения нормативных актов;
  • добиваться признания недействительности отдельных норм правовых актов;
  • требовать расследования и наказания за неправомерные действия или умышленное бездействие государственных чиновников;
  • составлять и подавать исковые заявления с целью защитить нарушенные права одного или нескольких предпринимателей;
  • уполномоченный по защите прав предпринимателей может воспользоваться правом подачи жалобы в апелляционном и кассационном порядке;
  • принимать участие в проверочных мероприятиях государственных органов, которые были инициированы в отношении ИП;
  • налаживание сотрудничества с органами дознания и следственными структурами, посещать тюрьмы для поддержания контактов с обвиняемыми в незаконных действиях предпринимателями;
  • уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей наделен полномочиями обращаться напрямую к главе государства с просьбами и инициативами по совершенствованию законодательной базы в сфере частного бизнеса.

Омбудсмен вправе готовить и направлять в адрес законодателя предложения по устранению ущемляющих положений правовых актов в отношении ИП. Он может настаивать на внесении корректировок в отдельные пункты законов и постановлений, требовать отмены всего документа, если его содержание будет признано дискриминационным.

На федеральном уровне уполномоченным по защите прав предпринимателей на момент написания настоящей статьи являлся Борис Титов:

Порядок обращения к омбудсмену

Жалоба, поступившая на официальный сайт уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ или в письме по почте, является основанием для возбуждения проверки конкретных действий государственных органов в отношении ИП. На первом этапе предприниматель должен обратиться за помощью к омбудсмену, прикрепленному к региону регистрации ИП (например, в Москве). Сделать это можно, записавшись на личный прием к нему, отправив по почте заказное письмо, написав сообщение по электронной почте.

Отказы в приеме жалоб не могут быть субъективными, перечень возможных оснований для отказа регламентирован законодательством. Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей занимается непрерывным мониторингом ситуации в области частного бизнеса. При обоснованности жалобы заявителя вопрос начинают рассматривать, инициируется расследование обстоятельств произошедшего. О том, что жалоба принята омбудсменом, предприниматель узнает в течение 3 дней через уведомление от уполномоченного по правам ИП.

Уполномоченный в Москве

Со столичными бизнесменами работает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев. Письма для него можно адресовать на ул. Тверскую, 13, а на личный прием записываться по адресу – ул. Новый Арбат, 36/9. С начала 2017 года по сентябрь им было рассмотрено 251 обращение. Большая часть жалоб поступила от юридических лиц с претензиями имущественного характера и по вопросам налогообложения.

Уполномоченный Московской области

Бизнесмены Московской области могут обращаться за поддержкой к другому омбудсмену. Для них работает уполномоченный по защите прав предпринимателей Московской области Владимир Головнев, ведущий прием по ул. Кулакова, 20, стр. 1 в Москве.

Права уполномоченных

Омбудсмены всех регионов при рассмотрении жалобы вправе:

  • формировать запросы в органы власти и коммерческие учреждения для получения дополнительных пояснений или документального подтверждения позиции оппонента заявителя;
  • беспрепятственно посещать любые государственные структуры, включая СИЗО и тюрьмы;
  • выдавать предписания, которые должны быть исполнены обязательно и в кратчайшие сроки.

При отработке жалобы омбудсмены направляют ИП отчеты о проведенных мероприятиях с периодичностью 1 раз в 2 месяца.

Формы сотрудничества с предпринимателями

Основные формы сотрудничества омбудсмена и предпринимателей:

  • отработка жалоб;
  • составление предписаний;
  • обжалование незаконных положений и позиций отдельных структур в суде;
  • получение экспертной оценки;
  • публикация результатов расследования на сайте уполномоченного для свободного доступа к материалам дела всех желающих.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ введен в действие новый институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанным законом уполномоченный по правам предпринимателей в Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на 5 лет.

Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей призван отстаивать интересы субъектов предпринимательской деятельности, создавать благоприятные условия развития бизнеса, привлечения инвестиций в территории и др.

В компетенцию Уполномоченного, помимо прочего, входит рассмотрение жалоб и обращений субъектов предпринимательской деятельности.

Федеральный закон предусматривает, что по результатам рассмотрения таких жалоб Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько следующих действий:

1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе формы и способы их защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Причем, направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

3) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;

4) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

5) обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

6) обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Во исполнение вышеуказанного федерального закона на территории г. Москвы принят Закон г. Москвы от 30.10.2013 № 56 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве», где установлено, что Уполномоченный назначается Мэром Москвы по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с учетом мнения предпринимательского сообщества города Москвы сроком на пять лет.

Таким образом, в настоящее время, бизнесмены г. Москвы вправе обращаться к указанному должностному лицу в целях защиты своих прав и законных интересов, содействию в восстановлении нарушенных прав, взаимодействию с предпринимательским сообществом и другим вопросам.

Инструменты защиты: что делать, если права предпринимателя нарушены

  • Шестакова Екатерина | генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к.ю.н.

З аконодательство предусматривает несколько способов защиты нарушенных в ходе предпринимательской деятельности прав бизнесмена: это можно сделать в судебном порядке, посредством обращения в прокуратуру или вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия или бездействие привели к ущемлению законных интересов предпринимателя. Не так давно у индивидуальных предпринимателей появился еще один, собственный механизм защиты – обращение к уполномоченным по правам предпринимателей.

Какие способы защиты прав есть у предпринимателя

Жалоба в вышестоящий орган

Самый простой способ защиты – это, пожалуй, жалоба на нарушения прав нижестоящим органом госвласти вышестоящей структуре. Такой механизм часто применяется, например, при обжаловании незаконных действий налогового органа. Он удобен своей относительной простотой: необходимо в установленные законом сроки (они отличаются в зависимости от сферы деятельности органа) направить в вышестоящую инстанцию письменную жалобу, детально разъяснив в ней, какие права и при каких обстоятельствах нарушены, а затем ждать решения, которое также выносится в оговоренные сроки.

Рассмотрим механизм реализации данного способа защиты на примере обжалования решения или бездействия налоговой инспекции. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган, с учетом существования специального и общего порядка обжалования решений, имеет свои особенности.

Если досудебное обжалование обязательно

Напомним, что порядок досудебного обжалования является обязательным для решений налоговой инспекции (п. 5 ст. 101.2 НК РФ):

  • о привлечении к ответственности/об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные по результатам налоговых проверок (камеральных либо выездных);
  • об отказе в возмещении НДС.

В постановлении от 24.05.2011 № 18421/10 Президиум ВАС РФ ответил на вопрос, можно ли обжаловать решение об отказе в возмещении НДС сразу в суд, минуя вышестоящий налоговый орган. Его вердикт таков: досудебное обжалование указанных решений в региональном управлении ФНС обязательно. Ведь решение об отказе в возмещении НДС основывается на тех же обстоятельствах, установленных в ходе «камералки», что и решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности. А его можно обжаловать в суде только после обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Порядок обжалования перечисленных актов налоговых органов установлен в ст. 101.2 НК РФ. Применяются также ст. 139–141 НК РФ в части, не противоречащей ст. 101.2 НК РФ.

До момента вступления в силу обжалуемого решения, то есть в течение 10 дней со дня его вручения налогоплательщику, подается апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, вынесший это решение (п. 9 ст. 101 НК РФ). А вручить его налоговики должны в течение пяти дней после дня вынесения. Рассмотрев апелляцию в пределах месячного срока (он может быть продлен еще на 15 дней), вышестоящий налоговый орган вправе (п. 2 ст. 140 НК РФ):

  1. оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
  2. отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  3. отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе можно и после его вступления в силу (п. 2 ст. 139 НК РФ). Но уложиться нужно в годичный срок с момента его вынесения: восстановить данный срок уже не получится. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:

  1. оставить ее без удовлетворения;
  2. отменить акт налогового органа;
  3. отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  4. изменить решение или вынести новое.

В силу п. 4 ст. 139 НК РФ, если предприниматель отзовет свою жалобу до принятия решения по ней, он лишится права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган.

Если досудебное обжалование не дало ожидаемого результата, предприниматель имеет право на последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Если досудебное обжалование необязательно

Все иные акты налоговых органов, принятые в ходе налоговых проверок (например, решение о проведении выездной проверки, об отказе в продлении сроков представления затребованных документов), помимо рассмотренных выше, а также вынесенные ими по результатам других мероприятий налогового контроля, любые их незаконные действия/бездействие можно сразу обжаловать в судебном порядке. Досудебное обжалование в данном случае необязательно, но предприниматель вправе попробовать прибегнуть к нему до обращения в суд. Руководствоваться при этом следует нормами ст. 137–142 НК РФ.

Предприниматель может подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (или вышестоящему должностному лицу, если речь идет об обжаловании действий или бездействия должностных лиц налоговых органов) в течение трех месяцев со дня, когда он узнал о нарушении своих прав. На рассмотрение жалобы дается месячный срок, который может быть продлен на 15 дней. Вышестоящий орган вправе оставить жалобу налогоплательщика без удовлетворения или отменить акт нижестоящего налогового органа (признать действия (бездействие) нижестоящих налоговых органов незаконными и обязать соответствующих должностных лиц отказаться от их совершения либо обязать совершить необходимые действия). При этом право на судебное обжалование сохраняется. Но нужно обратить внимание, что срок судебного и досудебного обжалования в этом случае одинаковый – три месяца.

Срок для обжалования в судебном порядке решения, для которого досудебный порядок не обязателен, но налогоплательщик воспользовался им, исчисляется с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Если же вышестоящий налоговый орган не принял решения по жалобе в установленный в п. 3 ст. 140 НК РФ срок (либо не известил должным образом о принятом решении) и налогоплательщик пропустил срок подачи соответствующего заявления в суд, это является основанием для восстановления срока (постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07).

Как составить жалобу

Принцип составления жалоб един, но вышестоящие органы, как правило, подробно разъясняют, на какие детали предпринимателю нужно при этом обращать внимание. Так, если речь идет об оспаривании действий налоговых органов, то при написании жалобы следует ориентироваться на информационное письмо ФНС России от 09.02.2011. В нем налоговая служба разъяснила, какие сведения должны быть приведены в жалобе.

В жалобе (апелляционной жалобе) необходимо указать:

  1. наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;
  2. персональные данные заявителя: фамилию, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);
  3. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса РФ:
    • фамилию, имя и отчество,
    • дату и место рождения,
    • пол,
    • адрес места жительства,
    • данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, ?
    • данные о гражданстве;
  4. наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилию, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
  5. требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
  6. обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  7. суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа); ?
  8. расчет оспариваемой денежной суммы;
  9. перечень прилагаемых документов.

ФНС России в информационном сообщении от 15.02.2011 рекомендует приложить к жалобе документы, подтверждающие аргументы предпринимателя, расчет оспариваемых сумм. Если за него жалобу подписало иное лицо, нужно документально обосновать и его полномочия.

Жалоба в прокуратуру

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1) предусматривает возможность защиты предпринимателем нарушенных прав путем обращения в органы прокуратуры. Согласно статье 10 Закона № 2202-1 предприниматель может пожаловаться в прокуратуру в случае нарушения любого закона, например, местными органами власти.

Порядок рассмотрения жалобы предусмотрен в приказе Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации». Обращение должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры.

В обращении нужно указать наименование органа, в который оно направляется, или Ф.И.О. и должность его сотрудника, а также Ф.И.О. составителя и почтовый адрес, по которому ему должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, поставлена личная подпись гражданина и дата. Если не будут прописаны Ф.И.О. отправителя или адрес для направления ответа, обращение не рассматривается.

В электронном обращении нужно указать Ф.И.О. отправителя, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес – если в письменной форме.

Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Если имеются документы и материалы, подтверждающие доводы, изложенные в обращении, предпринимателю следует их приложить. По результатам предварительного рассмотрения жалобы прокуратура должна принять одно из следующих решений:

  • о принятии к разрешению;
  • об оставлении без разрешения;
  • о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
  • о направлении в другие органы;
  • о прекращении рассмотрения обращения;
  • о приобщении к ранее поступившему обращению;
  • о возврате заявителю.

Обращения обычно разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в пределах 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством И стоит отметить, что практика подтверждает эффективность данного метода защиты прав.

Прокуратуре и индивидуальному предпринимателю удалось в судебном порядке отменить постановление департамента лесного хозяйства области о привлечении ИП к ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ за самовольное занятие лесного участка. Второй арбитражный апелляционный суд согласился с доводами прокуратуры, что департамент при вынесении этого постановления нарушил срок давности привлечения к административной ответственности (постановление от 02.09.2011 по делу № А31-1852/2011).

Но даже если решение, принятое прокурором, не устраивает предпринимателя, оно не препятствует его обращению в суд. Однако обжаловать само решение можно только вышестоящему прокурору (ст. 10 Закона № 2202-1).

Обращение в суд

Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, относится к задачам судопроизводства в арбитражных судах. Поэтому в случае необходимости предпринимателям следует обращаться с исковым заявлением в арбитражный суд. Требования к такому заявлению установлены в ст. 125 АПК РФ.

В исковом заявлении должны быть указаны:

  1. наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  2. наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;
  3. наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  4. требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;
  5. обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  6. цена иска, если иск подлежит оценке;
  7. расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  8. сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  9. сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  10. перечень прилагаемых документов.

По правилам, прописанным в статье 152 АПК РФ, дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.

Как показывает практика, в судебном порядке предпринимателям нередко удается оспорить и действия (или бездействия) органов власти, нарушающие их права.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 01.03.2013 по делу № А68-8187/2012 встал на сторону предпринимателя в споре с администрацией. В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта. Однако администрация не обеспечила выбор участка предпринимателем. Ее бездействие суд признал незаконным.

А ФАС Центрального округа в постановлении от 28.11.2012 по делу № А14-2526/2011 признал преждевременность и необоснованность решения уполномоченного органа о демонтаже киоска индивидуального предпринимателя: его заявление фактически не было рассмотрено и отказ в продлении разрешительной документации также не был вынесен.

Суды соглашаются с предпринимателями и в отношении необходимости отмены незаконных требований государственных органов.

ФАС Восточно­Сибирского округа в постановлении от 17.01.2013 по делу № А69-2779/2011 признал, что повышение цен на бензин со стороны предпринимателя было вызвано объективными факторами, а именно – ростом оптовых цен на топливо, и его действия в части периодичности и размера повышения цен отличались от действий других лиц, что исключает его участие в согласованных действиях. Как следствие, требования Федеральной антимонопольной службы были признаны незаконными.

Новый механизм защиты предпринимателей

Приведенные выше инструменты защиты на практике не всегда оказываются действенными. Поэтому еще несколько лет назад заговорили о необходимости создания института уполномоченных по защите прав предпринимателей. Однако долгое время их статус оставался вне правового поля. Эта проблема была решена с принятием Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Закон № 78-ФЗ), который вступил в силу с даты официального опубликования – 13 мая.

Сам институт Уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ возник в соответствии с Указом Президента России от 07.05.2012 № 596, в котором Правительству Российской Федерации было дано поручение создать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровнях.

Необходимость принятия этого закона обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно защитить свои права и законные интересы. Прежде всего речь идет о случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление и коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Законом № 78-ФЗ определены основные задачи и компетенция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах страны.

Правовой статус уполномоченных

Из Закона № 78-ФЗ следует, что Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. Он назначается Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на 5 лет, но одно и то же лицо не может быть Уполномоченным более двух сроков подряд. На прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме Владимир Путин объявил о назначении на эту позицию главы «Деловой России» Бориса Титова. Аппарат Уполномоченного первоначально находился в Администрации Президента РФ, однако с 2013 года он работает в рамках Общественной палаты.

Что касается уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ 1 , то такая госдолжность учреждается законом соответствующего субъекта, в котором также устанавливаются его правовое положение, основные задачи и компетенции. Региональный кандидат при этом назначается по согласованию с Уполномоченным при Президенте РФ и с учетом мнения предпринимательского сообщества. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств бюджета субъекта. По окончании календарного года уполномоченный в субъекте РФ направляет Уполномоченному при Президенте РФ информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в регионе и предложениями по совершенствованию правового положения предпринимателей. В свою очередь Уполномоченный при Президенте РФ подотчетен Президенту РФ: по окончании календарного года он направляет ему доклад о результатах своей деятельности. Кроме того, его ежегодный доклад должен публиковаться в «Российской газете» и на официальном сайте Уполномоченного.

Как уполномоченные будут защищать права предпринимателей

Основные задачи уполномоченных по правам предпринимателей определены в ст. 2 Закона № 78-ФЗ.

Основными задачами Уполномоченного являются:

  1. защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств;
  2. осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  3. содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
  4. взаимодействие с предпринимательским сообществом;
  5. участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Уполномоченные наделены довольно широким кругом полномочий. К примеру, в ходе рассмотрения жалобы они вправе:

  1. запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
  2. беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;
  3. в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159-159.6, 160, 165, 171-172, 173.1-174.1, 176-178, 180, 181, 183, 185, 185.2-185.4, 190-199.2 УК РФ, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;
  4. принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;
  5. одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного. Таким правом не обладают ни Уполномоченный по правам человека в РФ, ни Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка.

В целом полномочия региональных уполномоченных схожи с полномочиями Уполномоченного при Президенте РФ. В то же время законами субъектов РФ им могут быть установлены и дополнительные полномочия.

Общий механизм взаимодействия предпринимателей и уполномоченных по защите их прав приведен в схеме (см. Рисунок на стр. 36). При рассмотрении жалоб уполномоченный вправе привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении.

Вместе с тем в некоторых случаях он может не принять поступившую жалобу. Эти случаи перечислены в Законе № 78-ФЗ.

Уполномоченный направляет заявителю мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению при наличии в жалобе указания почтового и (или) электронного адреса заявителя по следующим основаниям:

  1. текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;
  2. в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;
  3. ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Поэтому к составлению жалобы для направления уполномоченному по защите прав предпринимателей нужно подходить внимательно (см. Пример). С результатами ее рассмотрения предприниматели могут ознакомиться через Интернет.

Образец жалобы уполномоченному по правам предпринимателя

Таким образом, теперь у предпринимателей есть еще одна возможность защиты своих прав. Однако не следует рассматривать ее как панацею, поскольку возможности уполномоченных по правам предпринимателей довольно ограничены, не определена надзорная функция над органами власти. Также есть риск, что уполномоченный не примет жалобу предпринимателя или решение будет не выгодным для него. Нельзя говорить и о беспристрастности уполномоченных: они занимают государственные должности и получают денежное вознаграждение из бюджета. Поэтому предпринимателям, права которых нарушены, целесообразно сразу обращаться в несколько различных инстанций, а не ограничиваться новым механизмом. Чем больше действий будет предпринято, тем выше шансы на восстановление справедливости и решение вопроса в пользу предпринимателя. Хотя судебная система несовершенна и не всегда суды могут обеспечить полное и всестороннее рассмотрение претензий предпринимателей по существу, чаще всего именно этим инструментом нельзя пренебрегать. Появление нового механизма важно, и время покажет, насколько он будет эффективным.

Схема взаимодействия предпринимателей и уполномоченного по защите их прав